Архитектура Великобритании XIX - начала XX вв. Общественные здания 2. Лондон Парламент, Здания Клуба путешествий и Клуба реформ - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Великобритании XIX - начала XX вв. Общественные здания 2. Лондон Парламент, Здания Клуба путешествий и Клуба реформ

Архитектура Великобритании > Архитектура Великобритании XIX - начала XX вв. Общественные здания.
    Чарльз Барри. В середине же столетия неоготика начинает занимать доминирующее положение в развитии английской архитектуры. Крупнейшим сооружением, относящимся к первой стадии развития этого стиля (ранней викторианской готики), является Английский парламент, построенный по проекту арх. Чарльза Барри в сотрудничестве со страстным приверженцем и пропагандистом готики — архитектором и художником А. Пэджином. Старое здание, в котором собирались депутаты парламента, — капелла св. Стефана, построенное во времена короля Эдуарда III, погибло от пожара в 1834 г. Строительство нового здания по проекту Барри началось в 1840 г. и в основном было закончено к 1857 г.
    Творческая позиция Барри была двойственной. Воспитанный в традициях школы Дюрана, Барри приблизительно в тот же период, когда началось проектирование и строительство здания парламента, выступил с рядом произведений, в которых он пытался пересадить на английскую почву композиционные приемы итальянского ренессанса.
    Однако, проектируя главное правительственное здание, Барри под влиянием националистически настроенных заказчиков и своего сотрудника Пэджина счел уместным прибегнуть к мотивам готики в ее позднем тюдоровском варианте («перпендикулярный стиль»).
    Творческая раздвоенность Барри очень отчетливо сказалась на композиции здания. Проектируя сложный архитектурный организм парламента, Барри стремился по мере возможности соблюсти симметрию и регулярность классических построений. В плане здания сильно выделен центральный холл, расположенный на пересечении продольной и поперечной осей. Симметрично справа и слева от центрального холла размещены главные парламентские помещения: палата лордов и палата общин. Также симметрично по отношению к главной поперечной оси спроектированы и внутренние дворики, примыкающие к этим палатам.
Лондон. Парламент, 1840—1857 гг. Ч. Барри. Общий вид
Лондон. Парламент, 1840—1857 гг. Ч. Барри. Общий вид
    Однако полностью соблюсти симметричную композицию было невозможно. Этому препятствовало и огромное многообразие помещений парламента, и наличие на участке старинного здания Вестминстер-холла — одного из старейших лондонских сооружений. В силу этого Барри пришлось пойти на компромисс. Часть здания, выходящая на набережную Темзы, спроектирована с соблюдением почти точной симметрии. Противоположная же сторона, связанная с Вестминстер-холлом, асимметрична. Вынужденный элемент асимметрии подчеркнут в объемном построении и силуэте не только наличием Вестминстер-холла, но и двумя башнями, различными по своей высоте и объемам: Викторией и Часовой со знаменитым часовым колоколом Биг-Беном.
    Разработка фасада, в котором участие Пэджина несомненно, базируется на очень умелом использовании композиционных приемов поздней готики, в частности мотива перпендикулярных членений, характерных для этой стадии готической архитектуры.
    Постройка парламента, как уже упоминалось, длилась много лет. К концу строительства этого обширного здания неоготика в Англии вступила уже в новую фазу, которую англичане называют Высокой Викторианской готикой. Поэтому к моменту окончания постройки здание парламента по характеру своей архитектуры казалось уже несколько устаревшим.
    Неоготика была особенно популярна в церковном строительстве. Поощряя этот стиль, церковные заказчики имели в виду, очевидно, преемственную связь неоготики с английским церковным зодчеством средневековья.
    Одной из причин такого распространения неоготики в Англии середины XIX в. является большая гибкость ее композиционных приемов, живописность общего облика готических зданий, хорошо увязывающихся со средневековой застройкой английских городов. Живописность композиции в это время усиленно противопоставляется холодной регулярности классицизма. Многие английские историки искусств объединяют не только неоготику, но и другие стилистические поиски, имеющие целью отойти от строгости классических построений, общим термином «живописный стиль».
    Неоготика была доминирующим, но не единственным стилистическим направлением в архитектуре Англии середины XIX в. Она решительно господствовала лишь в церковном зодчестве. Среди официальных правительственных сооружений и построек, возводившихся на средства частных заказчиков или общественных организаций во второй четверти столетия, начали появляться здания, стилизованные в духе итальянского ренессанса.
Лондон. Здания Клуба путешествий, 1830—1832 гг. и Клуба реформ, 1837—1840 гг. Ч. Барри. Общий вид
Лондон. Здания Клуба путешествий, 1830—1832 гг. и Клуба реформ, 1837—1840 гг. Ч. Барри. Общий вид
    Как уже упоминалось, одним из инициаторов этого нового течения в английской архитектуре был автор неоготического парламента Чарльз Барри. В 1830—1832 гг. по его проекту было построено здание Клуба путешествий, во внешнем облике которого чувствуется непосредственное воздействие архитектурного образа знаменитого флорентийского палаццо Пандольфини.
    Рядом с этим зданием тот же автор в 1837—1840 гг. построил здание Клуба реформ, в котором еще более ясно проявилось увлечение автора творчеством итальянских мастеров Высокого ренессанса (в частности, палаццо Фарнезе в Риме).
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому