Архитектура Великобритании XIX - начала XX вв. Жилищное строительство 3. Бродлейс Особняк на озере Уиндермир
Архитектура Великобритании > Архитектура Великобритании XIX - начала XX вв. Промышленная архитектура. Жилищное строительство.
Учет индивидуальных потребностей семьи и условий профессиональной работы заказчика был новшеством в архитектуре особняков, которая раньше отличалась повышенной парадностью и монументальностью.
Развитие более скромного дома-особняка, имеющего целью прежде всего создать удобное жилище для владельца, многим обязано творчеству арх. Ч. Войси (1857—1941), работавшему в конце XIX — начале XX вв. Очень известным сооружением Войси является особняк на озере Уиндермир в Бродлейсе, построенный в 1898—1899 гг. План здания имеет очертание буквы Г. Его главные помещения обращены в сторону озера. В центре главной группы основных комнат расположен обширный холл с выходящей в него открытой лестницей и большим камином. Справа и слева от центрального холла находится гостиная и столовая, которые связаны коридором с кухней, буфетной и другими хозяйственными помещениями.
Бродлейс. Особняк на озере Уиндермир, 1898—1899 гг. Ч. Войси.
План 1-го этажа
1 — двор; 2 — холл; 3 — кухня; 4 — гостиная; 5 — столовая
План 1-го этажа
1 — двор; 2 — холл; 3 — кухня; 4 — гостиная; 5 — столовая
Спальни для хозяев и гостей расположены на втором этаже. Композицию главного фасада определяют три полукруглых остекленных эркера, выходящих в сторону открытой террасы, обращенной к озеру. Стены выложены из местного камня. Бросается в глаза прием подчеркивания горизонтальных членений. Оконные проемы образуют горизонтальные пояса. Этот мотив, хорошо связывающий композицию дома с горизонтальными линиями открытой террасы и полос-стриженого кустарника, уступами спускающихся к озеру, в свое время привлек внимание своей новизной и свежестью. В полной мере его оценили уже на новом этапе развития европейской архитектуры.
Стремление к «свободной архитектуре», исходящей из потребностей и запросов современного человека, — яркая черта развития английской архитектуры жилища конца XIX — начала XX вв. Оно выразилось как в сооружении домов-особняков, так и в строительстве бесчисленного множества небольших коттеджей, построенных в это время в предместьях крупных городов и в новом городе-саде Лечворсе. Коттедж стал излюбленным типом жилища для представителей средних классов Англии.
Развивая идеи, заложенные в работах Войси и Уэбба, английские архитекторы конца XIX — начала XX вв., работавшие в области коттеджного строительства, стремились к простоте, удобству и экономичности планировки. Основой композиции фасадов были хорошо найденные пропорции окон, эркеры, скромная обработка входов.
Привлекательность коттеджной архитектуры во многом определилась прекрасным озеленением небольших площадок перед домом. Английские архитекторы разработали великолепные комбинации стриженой и свободно растущей зелени, кустарников, высоких деревьев с различными кронами, газонов и посыпанных песком дорожек. Эти приемы в лучших своих образцах достигли высокого совершенства.
Успехи промышленности строительных материалов, большое профессиональное мастерство английских каменщиков и мастеров отделочных работ также отразились на жилищном строительстве Англии. Английское малоэтажное строительство оказало большое влияние на архитектуру других европейских стран. Опыт английских архитекторов в этой области стал предметом тщательного изучения и использования зодчими Германии, Франции, Швеции и многих других стран континента.
В конце XIX — начале XX вв. начал развиваться и тип многоэтажного доходного дома, где объединяется большое число квартир, связанных или лестничными клетками, или открытыми галереями, сообщающимися между собой также посредством лестниц. Однако все же этот тип жилища не являлся характерным для Англии рассматриваемого периода; малоэтажное строительство в Англии имело бесспорно наибольшее распространение.
Помимо изменений в типологии общественных зданий, расширения номенклатуры этих сооружений очень яркой и характерной особенностью XIX в. явилось стилизаторское отношение к архитектурной композиции. Архитекторы искали вдохновения в прошлом. Источники, которыми питалось художественное творчество, изменились. Смена стилей начала напоминать смену мод.
Для первой четверти XIX в. характерно увлечение античными формами, начавшееся еще в конце предыдущего века. Греческая классика пришла на смену увлечению римской античностью.
Ведущие фигуры в архитектурной жизни Англии начала XIX в. — архитекторы Джон Соун (1753—1837), Джон Нэш (1752—1835) и Роберт Смерк (1780—1867).