Архитектура Австралии XIX - начала XX вв. Фрэнсис Гринуэй. Сидней Казармы в Гайд-парке, Здание хирургического отделения военного госпиталя. Виндзор Церковь св. Матвея, Здание суда - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Австралии XIX - начала XX вв. Фрэнсис Гринуэй. Сидней Казармы в Гайд-парке, Здание хирургического отделения военного госпиталя. Виндзор Церковь св. Матвея, Здание суда

Архитектура Австралии
    Расцвет «маккериевской архитектуры» был связан с именем другого австралийского архитектора — Фрэнсиса Гринуэя, который был доставлен в Австралию для отбывания срока каторги в 1814 г. Гринуэй родился в Англии в 1777 г., работал в Бристоле (1805—1812), где выстроил несколько незначительных зданий, за банкротство был осужден на каторжные работы и выслан в Австралию. В 1816 г. губернатор Маккери назначил его на официальную должность «гражданского архитектора и ассистента инженера по планировке и возведению правительственных общественных зданий». Начиная с этого времени Гринуэй много строил в Сиднее, Парраматте и других поселениях, в том числена о. Тасмания.
    В 1817 г. за строительство маяка в Сиднее Гринуэй получил свободу, но остался жить и работать в Австралии.
    И по количеству построек, и по разнообразию типов сооружений — форт, доки, маяк, казармы, судебные здания, школы, госпитали, склады, обелиски и фонтаны — работы Гринуэя имели большое значение для развития австралийской архитектуры. В выстроенных им зданиях, привлекающих строгостью своих форм, хорошими пропорциями и простотой композиции, наметились черты, которые легли в основу прочной местной традиции.
    Одной из самых известных работ Гринуэя являются сохранившиеся до сих пор казармы Гайд-парка в Сиднее, состоящие из 3-этажного главного корпуса и 1-этажных служебных построек, расположенных по периметру большого прямоугольного двора. Равномерный ритм окон и пилястр, объединяющих все три этажа главного здания, придают ему строгость и простоту. Подчеркнутая центральная ось главного корпуса и купольное завершение боковых флигелей создают в целом уравновешенную композицию.
Сидней. Казармы в Гайд-парке, 1817 г. Ф. Гринуэй
Сидней. Казармы в Гайд-парке, 1817 г. Ф. Гринуэй. Фасад
Сидней. Казармы в Гайд-парке, 1817 г. Ф. Гринуэй
Сидней. Казармы в Гайд-парке, 1817 г. Ф. Гринуэй. План
Виндзор. Церковь св. Матвея. Ф. Гринуэй. Боковой фасад, план
Виндзор. Церковь св. Матвея. Ф. Гринуэй. Боковой фасад, план
    Церковные постройки Гринуэя стали прототипом многих церквей Австралии. Построенная им церковь св. Матвея в Виндзоре имеет простую композицию (прямоугольный неф, квадратная башня и полуциркульная апсида), близкую георгианским церквам Англии.
    Вертикальные пилястры и большие окна с полуциркульными завершениями создают спокойный ритм членения стен. Просторный светлый интерьер с центральным нефом и боковыми галереями далек от мистики готических зданий Англии этого времени. Простота облика, гармония пропорций и совершенство кирпичной кладки с каменными деталями сделали эту церковь одной из лучших работ мастера.
    Административные и общественные сооружения Гринуэя, такие, как школа в Сиднее, здание суда в Виндзоре или госпиталь в Ливерпуле, — наиболее характерные образцы «колониального австралийского стиля», который получил с небольшими региональными отклонениями повсеместное распространение в Австралии.
    После отъезда из Австралии губернатора Маккери, многое в деятельности которого (в том числе и в области строительства) не одобрялось властями метрополии, Гринуэй фактически остался без работы и умер в безвестности в 1837 г.
Виндзор. Здание суда, 1819 г. Ф. Гринуэй. Фасад, план
Виндзор. Здание суда, 1819 г. Ф. Гринуэй. Фасад, план
Сидней. Здание хирургического отделения военного госпиталя, 1814 г. Д. Уотс. Фасад, план
Сидней. Здание хирургического отделения военного госпиталя, 1814 г. Д. Уотс. Фасад, план
    Гринуэй, его современники и последователи постепенно, в ходе строительства, выработали совершенно четкие строительные правила с учетом особенностей местного климата и местных строительных материалов, которые прочно вошли в практику: четырехскатные малого пролета кровли, применявшиеся в большинстве случаев независимо от внутренней структуры здания; простой прямоугольный план с ограниченным числом симметрично сгруппированных помещений; симметричная композиция главного фасада с высокими трубами по бокам — все это составляло основу композиции здания. Характерным примером может служить военный госпиталь в Сиднее.
    Простота облика, стремление к функционально-конструктивной целесообразности в применении элементов и деталей составляли существенную черту «колониального стиля».
    Художественный эффект при ограниченном наборе декоративных средств достигался прежде всего за счет выразительности самой стены: ее красивой фактуры (кирпич ручного производства и каменные детали), гармоничных пропорций, высокого качества отделки.
    1—2-этажные протяженные здания на низком каменном цоколе обычно имели карнизы с большим выносом или веранды с тонкими деревянными (впоследствии чугунными) опорами, примыкающие к одной или нескольким наружным стенам. В 1-этажных домах веранды чаще всего делались под одной крышей со всем зданием, что придавало цельность общей композиции.
    Декоративно обрабатывались, как правило, те детали, которые не являлись конструктивными элементами: большим разнообразием отличались узоры деревянных бордюров; очень характерны декоративные филенки входных и внутренних дверей, которые сочетались с разнообразными по форме остекленными проемами над ними, разделенными изящными узорами частых переплетов, что было обусловлено отсутствием в Австралии стекол большого размера. Фигурная кладка каменных плит пола веранд, скромные украшения камина в комнатах дополняли общее впечатление простоты и изящества.
    Раннеколониальные приемы композиции фасадов не только получили повсеместное распространение в этот период, но с теми или иными изменениями продолжали существовать и в последующие периоды.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому