Архитектура Финляндии XIX - начала XX вв. Общественные здания 3. Гельсингфорс Национальный музей
Архитектура Финляндии
Большое влияние на творчество финских архитекторов национально-романтического направления в первые годы нашего века оказал художник А. Галлен-Калелла. Опираясь на традиции народного ремесла, он отделал ряд интерьеров, работал над мебелью и керамикой. Часто в его декоративных произведениях образы эпоса, увиденные сквозь призму искусства конца XIX в., преобладают над чертами народной архитектуры. Свои взгляды Галлен широко популяризировал через журнал «Атенеум». В значительной мере под его влиянием в архитектуре Финляндии сложился живописно-декоративный подход к трактовке форм, использование свойств естественных материалов рассматривалось лишь как художественная проблема.
В первые годы XX в. в архитектуре Финляндии наметились и иные тенденции. С рядом статей, пропагандирующих рационализм в архитектуре, выступил на страницах «Атенеума» критик Г. Штренгель. Его идеи поддерживал арх. С. Фростерус, который долгое время работал в ателье А. Ван де Вельде. Между приверженцами рационализма и сторонниками национального романтизма назревал конфликт. Он проявился в 1904 г. во время конкурса на проекты вокзалов в Гельсингфорсе и Выборге. Выполненные Саариненом, Гезеллиусом и Линдгреном проекты завоевали первые премии — им были переданы и заказы на строительство.
Отличавшиеся большей простотой и конструктивной логикой проекты Фростеруса казались в то время неожиданными и не были отмечены. Протестуя против этого решения, Фростерус и Штренгель развернули острую критику национального романтизма, ратуя за рационализм и четкость конструктивных решений. Эта критика не осталась безрезультатной, что ясно показывают изменения, внесенные Саариненом в первоначальный проект вокзала в Гельсингфорсе. При его доработке была отброшена нарочитая «рваная» фактура облицовки, устранена преувеличенная живописность и измельченность форм. Здание стало цельнее и монументальнее.
Влияние Фростеруса и Штренгеля направило национальный романтизм к поискам более строгих и монументальных композиций, позволило освободить его от крайностей декоративизма. Это заметно по зданиям Национального музея в Гельсингфорсе (архитекторы Сааринен, Гезеллиус и Линдгрен, 1906—1911), церкви «Каллио» (1909—1912) и биржи (1911) в Гельсингфорсе, построенных Л. Сонком, равно как и в конкурсных проектах Дворца мира в Гааге и Финляндского сейма в Гельсингфорсе, выполненных Саариненом.
Гельсингфорс. Национальный музей, 1906—1911 гг. Э. Сааринен, Г. Гезеллиус и А. Линдгрен. Общий вид, план
Сооружением, завершившим этот период развития финской архитектуры, несомненно, является вокзал в Гельсингфорсе. В композиции этого вокзала отразились художественные поиски национального романтизма в соединении с развивающимися идеями рационализма. Здесь уже намечен переход к следующей стадии развития архитектуры, наступившей после первой мировой войны. Здание вокзала, созданное в период, когда началась острая борьба между ретроспективизмом и стремлением к рационалистической архитектуре, уже имеет в своей композиции черты, свидетельствующие о близком поражении ретроспективизма.
Возможности освоения современной строительной техники и создания новых типов зданий в архитектуре финского национального романтизма были ограничены. Ее слишком сильно связывали эстетические доктрины, которым придавалось самодавлеющее значение и устремленность к прошлому. К концу рассматриваемого периода эти возможности были исчерпаны. Однако тенденции к цельности и единству характера композиции, интерес к свойствам строительных материалов, повышенное внимание к специфике местных условий, характерное для этого течения, способствовали становлению самобытной финской архитектуры на следующем этапе ее развития.
При всей ретроспективности формальных поисков архитекторов — сторонников национального направления архитектуры в Финляндии — их целью было решение новых задач на традиционной основе, специфической для страны. Зодчие школы национального романтизма вывели архитектуру Финляндии из эклектического застоя и поставили ее в один ряд с наиболее значительными архитектурными школами начала нашего столетия. Их деятельность открыла новые пути развития архитектуры, связанные с самобытной культурой страны, ее природой и национальным наследием. В Финляндии едва ли могли бы возникнуть после первой мировой войны работы А. Аалто, если бы не существовали уже произведения Э. Сааринена и Л. Сонка.