Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Виолле ле Дюк. Проект рынка - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Виолле ле Дюк. Проект рынка

Архитектура Франции
    На протяжении XIX в. во французской архитектуре различные течения, ориентирующиеся на стили прошлого, сменяют друг друга, а иногда существуют рядом с угасающим классицизмом: готика, неороманский стиль, ренессанс, стиль романо-византийский. Однако все они развиваются в рамках эклектики, коренным образом отличаясь от больших архитектурных стилей прошлого. Архитектурные течения XIX в. поверхностны, они чисто внешне отражают то или иное движение общественной мысли; заметно ослабевает и их связь со строительной основой.
    Новые конструкции развиваются прежде всего в сфере утилитарных инженерных сооружений. Не имеющая своей связной и определенной тектонической системы, архитектура этого периода оказывается особенно подверженной влияниям течений в других областях искусства: живописи, графики, литературы и в прикладном искусстве. Некоторые из архитектурных направлений этого времени имели более глубокие корни во французской действительности, другие носили характер моды и прошли, не оставив заметного следа.
    К первым из них принадлежит неоготика, обращение к которой во Франции связывалось со стремлением освободиться от влияния Италии и с национальными тенденциями, возникшими как реакция на классицизм. В более широком плане это была реакция на идеи Великой французской революции, на абстрактность выдвинутых ею понятий человека вообще и его прав, взятых вне их исторической среды и обусловленности.
     Распространению неоготики во многом способствовал романтизм, тяготевший, с одной стороны, к средним векам и региональным «стилям» и, с другой стороны, открывавший доступ влияниям искусства других стран и народов в сферу французского искусства. Эти первые проявления «интеграции» искусства в условиях распада некогда большого стиля, теряющего свойственные ему цельность и единство, неизбежно приводили к стилизаторству, которое приобретало заметный привкус экзотики.
    Но споры о преимуществах того или иного стиля, возникавшие среди сторонников различных течений, были проявлением более глубоких разногласий, суть которых заключалась в самом подходе к задачам архитектуры, ограничивающейся поисками сочетаний различных форм или ищущей способ ответить на требования своего времени исходя из новых программ (в которых находит свое первое выражение функция здания) и материалов.
    С начала века во французской архитектуре все заметнее проявляется направление рационалистической мысли, восстававшее против излишеств декора и поставившее под сомнение незыблемость ордерной системы. Из лагеря рационалистов (как тех, кто основывался на принципах готики, так и тех, кто были сторонниками античности) исходили первые попытки связать архитектуру с техническим прогрессом и современными нуждами общества. В 40-х годах эти поиски находят опору в философском течении позитивизма, в утверждающемся реализме живописи.
    С философией Конта имеют непосредственную связь многие идеи теоретиков архитектуры, признающих зависимость последней от экономических и социальных условий и выдвигающих на первый план требования функции, техники и соответствия архитектуры данному общественному укладу. Этот «дух реализма», проявившийся уже в работах архитектора Ж.Н.Л. Дюрана, теперь нашел яркого выразителя в лице А. Лабруста, одного из главных представителей рационалистического течения середины века, а затем Э.Э. Виолле ле Дюка (1814—1879), ставшего (после закрытия в 1856 г. школы Лабруста) признанным главой и теоретиком рационализма.
    Эжен Эмманюэль Виолле ле Дюк. Многие положения концепции Виолле ле Дюка были не новыми. Их можно встретить в той или иной формулировке у теоретиков XVIII в., у Дюрана и даже у Персье и Фонтена. Однако такие тезисы, как соответствие постройки ее функциональному назначению, ясность конструктивной системы, экономичность решения, получают иное содержание в условиях значительного ускорения темпа изменений в архитектурных программах и строительной технике.
    По-иному звучат и утверждения о том, что искусство является результатом определяющих условий; что красота не абсолютна, а относительна; что красива та форма, которая отвечает функции (а поскольку с развитием цивилизации меняются требования к архитектуре, должны соответственно меняться и ее формы); что форма призвана выражать требования не только функции, но и конструкции, а декор должен отвечать природе материала (соотношение между архитектурными формами и конструкцией — одна из основных проблем для Виолле ле Дюка).
    Внешней форме Виолле ле Дюк отводит второстепенную роль. Главное для него — творческое намерение архитектора: для того чтобы открыть это намерение, надо, по его мнению, изучать прошлое, в котором его интересует сам метод, а не конкретная архитектурная форма. Так, в готике Виолле ле Дюк ценил прежде всего ясность конструктивной системы, логику мышления, на которых основывалась и рационалистическая теория.
    «Если мы серьезно хотим найти новую архитектуру, то первое условие, которое необходимо выполнить, — это не лгать ни в композиции целого, ни в композиции мельчайших деталей строящегося здания», — пишет он в своих «Беседах об архитектуре» (Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре, М., 1938, т. I, стр. 466). И еще: ...«Искусство не приковано к определенным формам и может, подобно человеческой жизни, беспрестанно облекаться в новые формы» (там же, т. II, стр. 69).
    В своем анализе современной архитектуры Виолле ле Дюк, можно сказать, дошел до самого предела той черты, которую кладет перед каждым художником его время. Призыв «не лгать в архитектуре» означал попытку оторваться от привычных представлений и, подойдя непредвзято к требованиям программы, вывести из нее и самые формы архитектуры, опираясь на новые технические возможности.
    Некоторые из практических предложений Виолле ле Дюка, иллюстрирующих эту мысль, показывают меру его непредвзятости и представляют любопытный образец сочетания фантазии, опережающей свое время, и исторически обусловленного ретроспективизма. Так, чугунные подкосы рынка в проекте Виолле ле Дюка относятся к отдельно стоящим опорам марсельского дома Ле Корбюзье как первая модель летательного аппарата к современному самолету, но в них угадывается родство идеи, подхода к архитектурным явлениям.
Проект рынка, 1850 г. Э. Виолле ле Дюк
Проект рынка, 1850 г. Э. Виолле ле Дюк
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому