Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Общественные здания 3. Париж. Больницы, лицеи, библиотеки. Библиотека св. Женевьевы. Национальная библиотека
Архитектура Франции > Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Общественные здания
Девятнадцатый век вызвал к жизни строительство специальных зданий для больниц и учебных заведений, прошедших к этому времени во Франции большой путь развития от монастырских зданий (до 1789 г. образование и лечение во Франции были в ведении монастырей).
Ряд новых больниц строится в Париже, расширяются и перестраиваются старые. Так, в 1832—1838 гг. арх. А.А. Жизор (1796—1866), возобновив планы Ж. Гондуэна, возвел напротив его Медицинской школы, в старом помещении монастыря Кордельеров, клиники факультета Медицинской школы (на 70 коек, частью хирургического, частью родильного отделения).
Одна из лучших больниц этого периода — психиатрическая больница в Шарантоне (1838—1845, арх. Э.Ж. Жильбер). План ее вытекает из требований программы, свободно выраженной, а не заключенной в заранее выбранную схему. Расположенное террасами на склоне холма на берегу Сены, здание ориентировано таким образом, что все комнаты больных одинаково освещены солнцем. Корпуса здесь не огорожены стенами, а разделены рвами и объединяются портиками для прогулок.
Основанный как больница в середине XII в. отель Дьё в Париже был реконструирован в 1868—1878 гг. арх. Жильбером и А. Диэ.
Принципиально новой по решению была построенная в самом конце XIX в. больница Бусико (Париж, арх. Ж. Легро), комплекс которой состоял из отдельных 1-этажных павильонов, разбросанных на большой территории сада.
Лицеи и школы, так же как и многие другие общественные здания в XIX в. (например, министерства, которые располагались в старинных отелях, или музеи), долгое время размещались в зданиях, реквизированных у религиозных общин. Ряд лицеев занял оставленные монахами монастыри: в Кане лицей Малерб — старое здание монастыря Сент Этьен, в Париже лицей Генриха IV — помещение обители св. Женевьевы.
С 70-х годов для учебных заведений различных типов начали строиться специальные здания. Лицей Бюффон (1889) в Париже и лицей в Гренобле, оба построенные Ж.А.Е. Водремером, могут служить образцами этого вида сооружений. К 1900 г. относится реконструкция арх. П. Нено здания Сорбонны — старейшего учебного заведения Парижа.
Медленно проникают изменения в область школьных зданий. Только в начале XX в. появляется ряд начальных и средних школ, в архитектуре которых заметно стремление к более гибкой и рациональной планировке, к отходу от казарменности в общем облике здания. Среди них одна из лучших — начальная школа в Гренеле (Париж), построенная в 1911 г. арх. Л. Бонье.
Широкую известность приобрела библиотека св. Женевьевы в Париже (1843—1850) — первое библиотечное здание, построенное арх. А. Лабрустом (1801—1875) специально для этой цели. Это сооружение намного опередило свое время не только уровнем технических достижений, но и цельностью архитектурной концепции. Требования климата, материала, программы во многом определили художественный облик постройки.
Париж. Библиотека св. Женевьевы, 1843—1850 гг. А. Лабруст. Общий вид
Париж. Библиотека св. Женевьевы, 1843—1850 гг. А. Лабруст. План
Париж. Библиотека св. Женевьевы, 1843—1850 гг. А. Лабруст. Разрез
В библиотеке св. Женевьевы впервые для большого общественного здания была применена металлическая конструкция, в значительной части оставленная открытой: двухнефный читальный зал библиотеки образован двумя галереями, разделенными вдоль рядом чугунных колонн, на которые опираются полуциркульные ажурные арки. Последние поддерживают тонкие и легкие цилиндрические своды, сконструированные из металлической сетки, скрепленной гипсом, на арках покоится и стропильная конструкция крыши. Элементы металлического каркаса (колонны, перекрытия, конструкция крыши) заключены внутри ограждающих его каменных стен, которые еще сохраняют всю свою массивность.
Библиотека выходит на площадь Пантеона. Ее фасады классичны, но очень сдержанны в отношении декора. Они ясно выявляют назначение здания: в первом этаже небольшие окна освещают книгохранилище, в то время как главный этаж отмечен аркадами, нижняя часть которых оставлена глухой, а верхняя остеклена и дает равномерное и обильное освещение читальному залу, который изолирован от улицы.
Париж. Национальная библиотека, 1862—1868 гг. А. Лабруст. Интерьер
В другой работе Лабруста — зале Национальной библиотеки (1862—1868) — перед архитектором стояла задача оборудования книгохранилища и читального зала. Конструкция, примененная Лабрустом в библиотеке св. Женевьевы, здесь была им облегчена и усовершенствована. Девять небольших остекленных куполов дают равномерное верхнее освещение залу. Они опираются на тонкие чугунные колонки. Заполнением металлического остова сводов служит белый фаянс, что усиливает ощущение легкости и обилия света. Металлический каркас, внутренне уравновешенный и независимый от ограждающих стен, четко выявлен.