Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Общественные здания 4. Париж. Вокзал Монпарнас. Восточный вокзал. Северный вокзал II
Архитектура Франции > Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Общественные здания
Один из типов здания, формирование которого во Франции почти целиком относится к XIX в., — это железнодорожный вокзал.
Железные дороги появились во Франции со второй трети века: сначала в промышленности и для военных целей, затем отдельные линии были объединены в единую систему. В 1842 г. вышел закон о постройке шести магистральных железнодорожных линий, соединяющих Париж с Лиллем, Гавром, Нантом, Бордо, Марселем и Страсбургом.
Едва появившись на свет, вокзалы стали дифференцироваться по функциональным признакам, причем их развитие с самого начала вызвало необходимость учета будущего расширения. Непосредственная связь с быстро развивавшейся техникой транспорта (которая подгоняла и ускоряла развитие строительной техники), а также сама новизна вокзала как типа здания, возникшего на глазах и не имевшего аналогий в прошлом, — все это в представлении архитекторов выделяло их из ряда других сооружений и давало им право на свою специфику архитектурных форм. Однако строительная практика оказалась консервативнее этих теорий: здания строившихся во Франции вокзалов облекались в формы, чуждые назначению этих сооружений и логике их конструкций.
Перекрытия станционных платформ, для которых требовались все большие пролеты без промежуточных опор, постоянно притягивали к себе передовую инженерную мысль размахом поставленной задачи. Инж. Э. Флаша (1802—1873), перекрывший в 1846 г. крупнейший для того времени пролет 36 м в складах Марэ в Париже жесткой четырехцентровой металлической аркой, построил несколько отличных по своим конструктивным данным крытых платформ парижских вокзалов. Он сконструировал перекрытие вокзала Сен-Лазар, а также новое перекрытие пролетом 39 м вокзала Монпарнас, выстроенного в 1850—1852 гг. арх. В. Ленуаром.
Париж. Вокзал Монпарнас, 1850—1852 гг. В. Лену ар. Фасад
К числу наиболее выдающихся вокзалов во Франции относится Восточный вокзал в Париже (1847—1852, арх. Ф. Дюкне), считавшийся в свое время лучшим вокзалом мира (позднейшие перестройки исказили первоначальную композицию здания). Его план разработан на основе плана первого Северного вокзала, построенного в 1845—1847 гг. инж. Л. Рейно и позднее расширенного и реконструированного.
Париж. Восточный вокзал, 1847—1852 гг. Ф. Дюкне. План
Остекленный свод пассажирской платформы, открывающий широкий доступ свету, придает этому помещению характер свободного пространства, уничтожая ощутимую границу между интерьером и улицей. Снаружи о специфике здания говорит огромное арочное окно в центре фасада. Размеры окна и его доминирующая роль в архитектурной композиции были новостью в глазах современников и казались определяющей чертой фасада вокзального здания. Но этот большой остекленный проем выступает в сочетании с 3-этажными боковыми корпусами и аркатурой портика, членения и масштаб которых свойственны издавна сложившимся типам городских зданий. Новый по своим формам элемент введен здесь в рамки привычной ренессансной декорации, приданной зданию в целом.
Второй Северный вокзал (1861—1865, арх. Ж.И. Гитторф и инж. Л. Рейно) представляет собой, как отмечалось выше, реконструкцию старого вокзального здания. Это — огромное сооружение с металлическими конструкциями, которые обнесены каменными стенами. Большая центральная арка, ставшая типичной для вокзального здания, на главном фасаде здания и малые арки по сторонам отвечают «трехнефному» членению пассажирской платформы.
Париж. Северный вокзал II, 1861 — 1865 гг. Ж. Гитторф, Л. Рейно. Фрагмент фасада
Париж. Северный вокзал II, 1861 — 1865 гг. Ж. Гитторф, Л. Рейно. План
По сравнению с Восточным вокзалом композиция фасада Северного вокзала отличается большей цельностью и единством масштаба. Она подчинена главному мотиву колоссальных сдвоенных пилястр, фланкирующих арки и «стирающих» поэтажные членения. Но эта цельность и определенность в выявлении архитектурной специфики вокзального здания была достигнута средствами монументальной и обремененной декором архитектуры, по существу чуждой скрытому за нею пространству платформы с ее легким металлическим перекрытием.
Архаизм фасадов противоречит и той рациональности решения сложного комплекса утилитарных вопросов, которая позволила Северному вокзалу (единственному среди других парижских вокзалов) просуществовать без перестроек до середины XX в.
Последним из крупных французских вокзалов конца XIX в. был Орлеанский вокзал в Париже на набережной Д'Орсей, построенный в 1897—1990 гг. арх. В. Лалу. Его постройка была приурочена к открытию Международной выставки 1900 г. Здание вокзала включало гостиницу. Огромный остекленный свод платформы, необычное расположение главных помещений вокруг открытых дворов на уровне улицы, откуда можно было видеть проходившие внизу поезда (с электрическими двигателями), — все привлекало внимание; вокзал стал одной из достопримечательностей выставки.