Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Г. Гимар Париж. Здание Юмбер де Роман, Вход в метрополитен. Становление железобетона
Архитектура Франции
Архитектурное течение Ар-Нуво (модерн), распространившееся во Франции в самом конце XIX в., не смогло преодолеть ни академической культуры, ни сильной традиции инженерного искусства. Но оно внесло в архитектуру свежую струю поиска и, что было особенно существенным, оказалось первым стилистическим течением, порвавшим с подражанием стилям прошлого.
Первый салон (выставка) под названием Ар-Нуво открылся в Париже в 1895 г. Здесь соседствовали живопись, скульптура (Роден), прикладные искусства, стекло Галле и Тиффани, ювелирные изделия Лалика, графика Бердслея, Брэдли, Макинтоша.
Главным представителем модерна в архитектуре Франции был арх. Гектор Гимар (1867—1942), среди построек которого наибольшую известность получили входы в парижский метрополитен (1899—1904). В этих небольших легких павильонах из металла и стекла сочетание конструктивных и декоративных элементов было более органичным, чем в крупных зданиях (например, жилых многоквартирных домах).
К лучшим работам Гимара относится спроектированный им собственный дом в Париже (1909—1911), с его свободным планом, мягкими переходами одних форм в другие и той слитностью внутреннего пространства и его ограждения, которая сближает это здание с постройками середины XX в. Интересен интерьер ныне разрушенной аудитории Юмбер де Роман (1900—1901), в которой новое стилистическое течение выразилось не только в декоративной отделке, но определило общее его пространственное решение.
Работы Г. Гимара. Париж
1 — здание Юмбер де Роман; интерьер зрительного зала, 1901 г.
1 — здание Юмбер де Роман; интерьер зрительного зала, 1901 г.
Работы Г. Гимара. Париж
2— вход в метрополитен, 1900 г.
2— вход в метрополитен, 1900 г.
Гимаром были построены многоквартирный жилой дом Кастель Беранже (Париж, 1897—1898) — один из наиболее законченных образцов модерна во Франции, синагога, ряд доходных домов. Очень скоро, став декоративным стилем, модерн получил большое распространение в области интерьера жилого дома и в прикладном искусстве.
Первые проявления более существенных изменений в творческой направленности архитектуры тесно связываются во Франции со становлением нового материала — железобетона, в разработке и выяснении свойств которого долго шли ощупью. Источником создания бетона во Франции оказалось землебитное строительство, которое с 80-х годов XVIII в. стало привлекать к себе внимание как дешевый способ возведения огнестойких сельских зданий. Эта техника издавна была распространена в районе Лиона и использовалась при строительстве загородных домов богатых торговцев и фермеров. Бытовала она до середины XIX в.
Особенность землебитной конструкции заключалась не столько в экономии дорогостоящих материалов, сколько в самом строительном процессе, при котором здание отливалось в форму. Усовершенствование этого процесса состояло в улучшении сцепления земли путем добавления вяжущего материала — известкового раствора; следующим шагом были опыты с подходящими твердыми заполнителями.
Ранний период становления бетона (Термин «бетон» появляется во Франции во второй половине XVIII в.) во Франции (конец XVIII в.) связан с именем уроженца Лиона Ф. Куантеро и его опытами по расширению области применения землебитных строений (помимо садово-парковых сооружений — беседок, искусственных «руин» и т. д. — силосы из бетона, цистерны для воды). Одним из изобретений Куантеро была волнистая в плане стена — конструкция, основанная на использовании жесткости, свойственной рифленой форме.
В 1852 г. Ф. Куанье впервые применил бетон в постройке химической фабрики в Сен-Дени (бетонные стены, своды, лестницы, оконные и дверные перемычки). Интересен бетонный жилой дом, построенный им в Сен-Дени (1853, арх. Т. Лашез), являющийся смелой попыткой выполнить сложные фасады с профилировкой целиком из монолитного бетона. В 1861 г. Куанье основал одно из первых во Франции акционерных обществ по строительству утилитарных и гражданских зданий (Societe Centrale des Betons Agglomeres), делая главный упор в своих экспериментах на огнестойкость сооружения.
Среди множества осуществленных им построек имеются жилые дома, общественные здания, промышленные и инженерные сооружения.
В 70-х годах Куанье отошел от дел. В итоге многолетней строительной практики им была разработана система массивной бетонной конструкции и выявлены ее максимальные возможности.
Другое имя, с которым связывается история железобетона, — это Ж. Монье. В 1850 г. он сконструировал цементные цветочные кадки, армированные металлической сеткой, а в конце 1870 г. взял патент на ряд изделий из железобетона — балки, плиты, лестничные ступени и т.д. Но в их разработке Монье шел ощупью, и теоретическое обоснование его работы получили уже в Германии в 1880 г., где велись исследования на основании его практики.
В тех же 70-х годах появляются патенты на изготовление «огнестойких и гигиенических конструкций» из монолитного бетона с металлическими стержнями. Именно эти свойства — огнестойкость и гигиеничность, отвечавшие назревшей потребности времени (особенно для рабочего жилища и для таких зданий, как театры и др.), а не конструктивные или эстетические соображения повели к распространению железобетона.