Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Работы братьев Перре. Париж. Жилой дом на улице Франклина. Гараж на улице Понтье. Театр на Елисейских полях - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Франции XIX - начала XX вв. Работы братьев Перре. Париж. Жилой дом на улице Франклина. Гараж на улице Понтье. Театр на Елисейских полях

Архитектура Франции
Работы братьев Перре. Жилой дом на улице Франклина в Париже 1903 г.
Работы братьев Перре. Жилой дом на улице Франклина в Париже 1903 г.
Фасад, план
1 — столовая; 2 — гостиная; 3 — спальня; 4 — курительная; 5 — будуар; 6 — кухня
    Огюст Перре (1874—1954), работавший в сотрудничестве со своими братьями Гюставом и Клодом,— другой крупный мастер, по праву считающийся одним из пионеров новой архитектуры. Творчество этого архитектора, который в то же время по старой французской традиции являлся конструктором и строителем, неотделимо от развития железобетона, раскрытия архитектурных возможностей этого материала и по существу сосредоточено на решении одной большой проблемы — соотношения конструкции и архитектурной формы. В этом Перре является прямым продолжателем той линии французской архитектуры, которая была выражена в теоретических работах Виолле ле Дюка.
    «Техника, поэтически выраженная, претворяется в архитектуру» — эта формула Перре является ключом к его произведениям, она определяет направление его поисков, строго ограниченных кругом профессиональных вопросов. Подлинное новаторство Перре проявляется в пределах локальной задачи — к ее решению он подходит с позиции мастерства, основанного на системе мышления классической школы. Виртуозно разрешая трудности, возникающие из предложенной ему программы, он никогда не покушается на ее пересмотр.
    Первый жилой дом, выполненный братьями Перре в технике, свойственной новому материалу (железобетонный каркас с заполнением), датируется 1903 г. (Париж, ул. Франклина).
    В 1905 г. братья Перре построили в Париже гараж на улице Понтье, где железобетон оставлен на фасадах необлицованным. Железобетонный каркас со стеклянным заполнением они применили для фасадных стен, с кирпичным — для внутренних. Гараж на улице Понтье, отличающийся хорошо найденными пропорциями и строгостью очертаний фасадной плоскости, может считаться первым примером архитектуры железобетона и стекла.
    Железобетонный каркас использован и в Центральной парижской телефонной станции (арх. Ш. Лекер, 1912), которая отличается простотой железобетонной конструкции своих залов, рационалистическими формами архитектуры. Но первым крупным общественным зданием, целиком построенным из железобетона, был театр на Елисейских полях (1911—1913) братьев Перре, где они применили тот же прием, что и в доме на улице Франклина: каркас с заполнением из различных материалов, образующих двойную или тройную стену с воздушной прослойкой.
Работы братьев Перре. Гараж на улице Понтье в Париже, 1905 г. Фасад
Работы братьев Перре. Гараж на улице Понтье в Париже, 1905 г. Фасад
Работы братьев Перре. Театр на Елисейских полях в Париже, 1911—1913 гг.
Работы братьев Перре. Театр на Елисейских полях в Париже, 1911—1913 гг. Фасад
    Фасад, строго следующий логике плана, имеет заполнение из мрамора, так как в эти годы не могло быть и речи о том, чтобы оставить в общественном здании фасад из железобетона необлицованным. Однако каркас остается выявленным, сплошное заполнение отмечено барельефами. Зал вместо обычной подковообразной формы или формы лиры имеет полукруглое в плане очертание, он поддерживается четырьмя группами столбов.
    Братья Перре обновили и самую идею театра, предназначив его не для избранных, а для значительных масс людей. Они упразднили большие наружные лестницы с площадками, служившие для официальных кортежей, вестибюль расположили почти на одном уровне с землей, что способствовало быстрой эвакуации зрителей и позволяло экипажам подъезжать к самым дверям, над которыми был устроен навес.
    Перре задумали фасад глухим (окна в фойе комедии первоначально не были запланированы). Они убрали лоджии, созданные для того, чтобы служить архитектурным обрамлением для правителя, окруженного свитой и показывающегося народу. В этом здании в первый раз под одной крышей объединились три театра. Самый большой (на 1200 мест) — музыкальный, второй (на 750 мест) — для комедии, третий (на 250 мест) — студийный с маленькой сценой.
Работы братьев Перре. Театр на Елисейских полях в Париже, 1911—1913 гг.
Работы братьев Перре. Театр на Елисейских полях в Париже, 1911—1913 гг. План
    Работы Т. Гарнье и О. Перре были наиболее ярким явлением во французской архитектуре первых десятилетий XX в. В эти годы складывалась архитектурная концепция молодого Ш.Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Несколько месяцев, проведенных им в мастерской О. Перре (1908—1909), который, как писал впоследствии Ле Корбюзье, научил его тому, что такое железобетон, сыграли свою роль в становлении этой концепции. Первые мысли Ле Корбюзье о возможностях использования железобетона в массовом жилище выражены в проекте жилых домов «Дом Ино» (1914—1915) с системой консольной конструкции, допускающей различную, независимую от этой конструкции, планировку помещений. Это было началом работы Ле Корбюзье над темой, которой предстояло занять важнейшее место в его творчестве, — жилой дом.
    Рассматриваемый период охватывает почти столетие, насыщенное сложными и противоречивыми явлениями в развитии архитектуры. Если начало этого периода связано с поздним классицизмом, его перерождением и распространением эклектики, то конец подводит вплотную к тому моменту, когда так называемая новая архитектура получает свое законченное кредо.
    Распад классицизма означал нечто большее, чем конец данной стилевой системы. Не переход от одного стиля к другому, а сдвиги в самих основах архитектуры, характеризовавшиеся стремлением к пересмотру исходных позиций, необратимостью процесса, ведшего к отходу от ретроспективных форм.
    Попытки такого пересмотра появились во Франции уже в начале XIX в. и в последующие десятилетия получили поддержку и теоретическое обоснование в работах рационалистов. Но конкретное содержание даже самых радикальных теорий на протяжении XIX в. неизменно оказывалось ограниченным рамками того или иного ретроспективного стилистического направления и традиционной системы архитектурных приемов. Глубинный и неприметный процесс накопления предпосылок для формирования новой архитектуры, который шел параллельно с распадом классицизма, в то время был еще далек от завершения.
    Лишь в первые десятилетия XX в. во Франции отдельные разрозненные признаки нарастающих сдвигов в архитектуре стали складываться в общую картину и осознаваться в их связи, а поиски новых решений направились в общее русло движения, одновременно развивавшегося в других странах Европы. Рационализм XIX в. с его сильной критической струей и теоретической базой, первое архитектурное осмысление железобетона, цельная градостроительная концепция, далеко опередившая свое время, — были вкладом Франций в это движение в период его формирования.
    Наиболее яркое и полное выражение эти тенденции развития французской архитектуры получили уже в годы, следующие за окончанием первой мировой войны.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому