Архитектура Индии XIX - начала XX вв. Жилое строительство. Насик Жилой дом. Барода Дворец Бхаскаррао Витхала. Мадурай Дом Раджарама Рао. Лашкар Жилые дома
Архитектура Индии
С развитием колониальной эксплуатации стране потребовался значительный административный аппарат, появилась необходимость в подготовке местных кадров чиновников, служащих торговых фирм, которые могли бы быть посредниками между колонизаторами и местным населением. Поэтому в 1833 г. первые ассигнования английских властей были направлены на организацию и строительство местных средних и высших школ, где обучение велось на английском языке. Затем и начальные школы были взяты под контроль англичан. В 50-х годах в Бомбее, Калькутте, Мадрасе были основаны университеты и художественные школы с обучением по английскому образцу.
Появление архитектурных сооружений новых типов показало, что наступил новый исторический этап в общественном развитии Индии — этап капитализма, развивающегося в специфических условиях колониальной эксплуатации страны и вовлечения Индии в складывавшуюся в XIX в. мировую систему капиталистического хозяйства и интернациональных культурных связей.
Проникновение в Индию английского торгового и промышленного капитала проходило неравномерно, более интенсивно колонизаторы осваивали ее северную часть, а также Бомбейское и Мадрасское президентства. Со временем неравномерность социально-экономического развития отдельных районов Индии все больше усугублялась.
Несмотря на развитие капиталистических отношений, в целом Индия оставалась отсталой и аграрной страной, где подавляющее большинство населения жило в деревнях. Развивавшееся фабрично-заводское производство в Индии не вытеснило полностью ручного кустарного производства, как это случилось в промышленно развитых европейских странах. Здесь оно сосуществовало с мануфактурой и ремеслом, преобладавшим в многочисленных мелких провинциальных городах Индии.
Эти города в XIX в. в своем большинстве мало чем отличались от деревень, здесь подчас занятия ремеслом совмещались с земледелием. В быту и архитектуре сказывалась необыкновенная живучесть многовековых традиций. Сохранились многие характерные для средневековых индийских городов особенности: жилые кварталы, как правило, не отделялись от производственных и деловых, а жилые помещения состоятельных торговцев и ремесленников объединялись в одном здании с магазинами, конторами, мастерскими. В таких городах сохранялось характерное для средневековья расселение жителей по районам в соответствии с их профессиональными занятиями или кастовой принадлежностью.
Для индийских городов оставались типичными торговые улицы с открытыми лавочками, приподнятыми над тротуарами на 60—90 см. Обычно городские дома средних слоев населения имели выходящую на улицу террасу на уровне пола, иногда с колоннами, или просто в виде глубокой лоджии или ниши. Типы городских зданий широко варьировались в зависимости от местных материалов, природно-климатических условий и традиций.
Много общего было между домами состоятельных горожан Ахмадабада, Насика, Бароды, Джайпура. Обычно это 3- или 4-этажные замкнутые снаружи и компактные здания с открытым внутренним двором, опоясанным поэтажно галереями на массивных кронштейнах. Хозяйственные, служебные помещения, склады, мастерские и торговые лавки расположены в первом этаже. Верхние этажи предназначены для жилья. Дома, чаще всего деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, оштукатуренные снаружи и внутри, имели каменный цоколь. Их оконные проемы были забраны ажурными деревянными или алебастровыми решетками. Богатая изощренная резьба тончайшего рисунка обильно покрывала карнизы, кронштейны и наличники окон и балконов, выходящих на улицу. На западном побережье, где преобладают сильные муссонные ливни, были распространены двускатные черепичные кровли.
Насик. Жилой дом. планы
1 – внутренний двор; 2 – зал; 3 – спальня; 4 - кухня
1 – внутренний двор; 2 – зал; 3 – спальня; 4 - кухня
Насик. Жилой дом. Деталь ажурной решетки
Насик. Жилой дом. разрез
Классическим образцом индийского палаццо, выдержанного в древнейших традициях является дом богатого купца-аристократа Бхаскаррао Витхала Вада в Бароде (штат Бомбей), построенный в 1808 г. согласно предписаниям «шильпашастра» (Шильпашастра — выработавшаяся в древности система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства, передававшаяся из поколения в поколение изустно и зафиксированная в многочисленных письменных текстах средневековья).
Барода. Дворец Бхаскаррао Витхала, 1808 г. План комплекса, фасад главного здания, план первого этажа, продольный разрез
Здесь применен тот же принцип, что и в рядовых городских жилых домах этого района. В основе удобной и простой планировки этого дома, соответствующей установленному порядку и характеру быта, заложена система сообщающихся внутренних двориков. Вход на территорию комплекса устроен через открытый двор, образованный служебными зданиями, храмиком и домом для гостей. Сзади к дому примыкает большой сад.
Главное здание этого индийского палаццо, как обычно, разделено на женскую и мужскую половины, ориентированные на север и юг. У каждой — свой открытый замкнутый дворик, поэтажно опоясанный балконами на массивных резных консолях. В центре симметричного комплекса жилых, служебных и хозяйственных построек поставлено пирамидальное семиярусное здание (количество этажей дома в Индии определяло социальное положение хозяина, который жил на верхнем этаже). Палаццо выстроено из кирпича и оштукатурено, в перекрытиях применено дерево, завершение — высокие двускатные крыши, необходимые в условиях сильных муссонных ливней.
На крайнем юге Индии, где господствует постоянная жара и жители проводят почти все свое время под открытым небом, типичный дом для большой патриархальной семьи состоял из нескольких сообщающихся открытых перестильных двориков, окруженных 1-этажными постройками. Плоские крыши верхних перекрытий служили террасами и спальнями.
Для таких построек характерен богатый дом в Мадурай. Его главный вход ведет через террасу и коридор в парадный зал с верхним светом — мужскую гостиную и примыкающий к ней кабинет хозяина. Далее следует интимная часть дома, два внутренних дворика с навесами и сад. Здесь протекает в основном жизнь женщин и детей. Лестница ведет на плоскую крышу-террасу и в верхний этаж, где помещается спальня хозяина. Весь участок огорожен высокой стеной. Массивные деревянные ворота рассчитаны на возможность прохода в праздничные дни священных слонов и участников торжественных процессий.
Мадурай. Дом Раджарама Рао. Деталь. План, продольный и поперечный разрезы
1 — веранда; 2 — вестибюль; 3 — спальня; 4 — парадный дворик; 5 — кухня; 6 — кладовая; 7 — атриум для женщин; 8 — комната для женщин; 9 — дворик; 10 — хозяйственный дворик; 11 — санузел; 12 — колодец
1 — веранда; 2 — вестибюль; 3 — спальня; 4 — парадный дворик; 5 — кухня; 6 — кладовая; 7 — атриум для женщин; 8 — комната для женщин; 9 — дворик; 10 — хозяйственный дворик; 11 — санузел; 12 — колодец
В богатом лесами Малабаре дома, как правило, были деревянные с высокими покатыми тростниковыми крышами. В Тамилнаде же дома были кирпичные, крытые черепицей. Остроумная конструкция двускатной крыши параболической формы для быстрого стока дождевой воды типична для влажной Бенгалии.
В традиционном характере была создана в 1812 г. новая столица Гвалиорского княжества — Лашкар, преимущественно застроенная домами купцов и ремесленников. Большинство ее зданий было сложено кастой местных каменщиков в привычных формах с характерными, выходящими на улицу богатыми пластикой и декором фасадами, с балконами, покрытыми резьбой, с ажурной балюстрадой и с эркерами «джхарока» (ажурной передней стенкой и маленьким оконцем посередине). Однако к строительству официальных зданий города местные зодчие не были допущены, и эти здания были выдержаны в «европейских» стилях, как, например, почтамт с его внушительным восьмиколонным ионическим портиком.
Лашкар. Жилые дома. Общий вид