Архитектура Индии XIX - начала XX вв. Строительство. Бенарес (Варанаси) Дворцы Мунши-гхат и Гхусли-гхат. Альвар Железнодорожный вокзал. Бомбей - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии XIX - начала XX вв. Строительство. Бенарес (Варанаси) Дворцы Мунши-гхат и Гхусли-гхат. Альвар Железнодорожный вокзал. Бомбей

Архитектура Индии
    В XIX в. индийская дворцовая и храмовая архитектура, создаваемая местными мастерами, продолжала следовать древним традициям, преимущественно в тех городах, которые являлись центрами религиозного паломничества, например таких, как Бенарес (Варанаси), Бриндабан, Хардвар, Канчипурам. Нередко она поражала величием и оригинальностью художественного замысла, прекрасно сочетающегося со строгостью учета функциональных требований и природно-климатических условий, а также безукоризненностью технического мастерства и исполнения.
Бенарес (Варанаси). Дворцы Муншигхат и Гхусли-гхат, 1860 г.
Бенарес (Варанаси). Дворцы Муншигхат и Гхусли-гхат, 1860 г. Общий вид. Балконы жилых зданий
    Образцом строительного искусства индийских мастеров XIX в. могут служить, например, величественные дворцы Мунши-гхат и Гхусли-гхат (1860), возвышающиеся на крутом берегу Ганга в Бенаресе (Варанаси). Монументальность их достигнута за счет противостоящих наводнениям мощных стен с контрфорсами и каменной лестницей, спускающейся к воде на протяжении нескольких километров по всему фронту набережной. Это «гхаты» — место кремаций и священного омовения. Эти дворцы строили зодчие из Джодхпура, Удайпура и других городов Раджпутанского княжества (ныне Раджастхана).
Альвар. Железнодорожный вокзал, 1860 г.
Альвар. Железнодорожный вокзал, 1860 г.
    Мастерство раджапутанских зодчих воплотилось и в других, не менее замечательных произведениях, например большом дворцовом комплексе раджпутского аристократа в Марваре (1840), органично вписанном в гористый ландшафт; в железнодорожном княжеском вокзале Махараджи в Альваре (1860), отличающемся изяществом пропорций и архитектурных форм. В этих зданиях можно видеть те же самые, но примененные в каждом случае по-новому архитектурные формы и конструкции, что и в индийских зданиях XVII—XVIII вв.
    В стиле гуджаратской храмовой архитектуры был создан на средства родовитого купца джайнский храм Дхарманатха в Ахмадабаде (1844—1848). Он был построен целиком из белого мрамора с резными деталями и скульптурой. В Бриндабаде был воздвигнут подобный гвалиорским храмам XI—XII вв. храм Вишну (1845—1851).
    Грандиозные храмы были построены южноиндийскими зодчими «стапатхи» в 1860—1871 гг. в Гвалиоре и Варанаси. В 1905 г. джайпурскими мастерами был сооружен храм в Гайя.
    Однако в целом для второй половины XIX в. характерно снижение художественного вкуса, что заметно во многих произведениях традиционной дворцовой и храмовой архитектуры. Наиболее ярким примером в этом отношении является помпезный дворец Махараджи в Майсуре (1897), поражающий одновременно роскошью, великолепием и нелепостью разнородных архитектурных форм и видов декоративного убранства.
    Луковичные купола и куполки, павильончики «чатри», двухцентровые арочные проемы индо-мусульманского происхождения, полуциркульная аркада и подобие коринфских капителей, заимствованные из европейской архитектуры, неожиданно соединяются с пирамидально-ярусными башенками типа шикхары и резными деталями, присущими майсурским храмам XII—XIII вв. Особенно же подавляют безвкусицей и роскошью интерьеры дворцовых залов, украшенные стенной росписью, мозаикой из осколков зеркал и мрамора, резными сталактитами и пестрыми шелковыми тканями.
    В том же претенциозном духе выдержан дворец Фалакнума в Хайдарабаде — столице могущественного Низама, в котором смешивались элементы европейских стилей (например, портик главного фасада коринфский, а интерьеры выполнены во вкусе Людовика IV).
    Во многих старинных городах, занимающих важное стратегическое положение, таких, как, например, Бенарес (Варанаси), Алигарх, Аллахабад (1834), Агра (1835), Хайдарабад, Пешавар (1949, ныне Пакистан), Мултан (1888, ныне Пакистан), Лахор (1849, ныне Пакистан), англичане создали однотипные военные регулярно спланированные укрепленные городки со своими резиденциями, больницами, школами, церквями и клубами. Впоследствии вокруг этих укреплений, расположенных обычно на расстоянии нескольких километров от старого города, вырастали новые «европейские кварталы».
    С середины XIX в. начали быстро расти индийские портовые города: Калькутта, Мадрас, Бомбей, Карачи, где уже в XVII—XVIII вв. англичане воздвигли свои форты, первые доки и христианские церкви. Теперь эти порты стали превращаться в центры промышленности и торгово-коммерческой деятельности.
Бомбей. Общий вид городской застройки конца XIX — начала XX вв.
Бомбей. Общий вид городской застройки конца XIX — начала XX вв.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому