Архитектура Индии XIX - начала XX вв. Строительство. Джайпур Национальный музей. Бомбей Ворота Индии. Хайдарабад Османский университет - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии XIX - начала XX вв. Строительство. Джайпур Национальный музей. Бомбей Ворота Индии. Хайдарабад Османский университет

Архитектура Индии
    Большим разнообразием в XIX в. отличалась архитектура коммерческих построек Индии. Так, в крытом рынке в Бомбее (1865—1871) применены высокие щипцовые черепичные двойные крыши по металлическим фермам, стены из глазурованного кирпича и другие детали, напоминающие голландские постройки.
    Сильно модернизированы многоэтажные здания английских банков и универсальных магазинов Бомбея с большими оконными проемами, витринами причудливых очертаний, металлическими переплетами затейливого рисунка, лепными украшениями (в виде геометрического орнамента).
    Широко велось колонизаторами и церковное строительство. К началу XX в. христианские церкви имелись почти в каждом городе, а в крупных городах они насчитывались десятками. Самые ранние церкви были выстроены в Индии португальцами в период их господства на юге Индии (главным образом в Гоа), преимущественно в стиле барокко. Среди церквей, построенных англичанами, преобладают сооружения в готическом стиле, наиболее ярко выраженном в первом англиканском соборе св. Павла в Калькутте, церкви в Тиручирапалли (1847) и церкви Ватланками в Танджуре с высокой башней, остроконечной пирамидальной крышей и стрельчатыми окнами.
    Неудивительно, что возникавшая в этот период городская застройка Бомбея, Калькутты, Карачи, Мадраса и других городов носила в целом характер обезличенной эклектики, в которой оказались смешанными архитектурные стили и формы различных эпох. Особенно заметно пристрастие строителей к куполам, башням и башенкам самых различных форм и очертаний. И хотя каждое здание сооружалось со стремлением отличать его от соседнего, превзойти пышностью и оригинальностью, в целом застройка была удручающе однообразной.
    Важным рубежом в жизни Индии было народное восстание 1857—1859 гг., жестоко подавленное английскими властями. Росло сопротивление колонизаторам. Колониальный режим не только усиливал эксплуатацию трудящихся, но и сковывал предпринимательскую деятельность выросшей из среды феодалов и ростовщиков местной буржуазии, ущемлял интересы феодалов, сковывал рост и деятельность местной интеллигенции. В условиях растущего всеобщего недовольства колонизаторы были вынуждены маневрировать и, с одной стороны, тормозя рост местной промышленности и торговли, перестраивать свою политику и все более опираться, с другой стороны, на феодалов и духовенство.
    Убыстрившийся в последней трети XIX в. процесс социально-экономического развития послужил обогащению верхушки индийского общества, поэтому наряду с сооружением промышленных коммерческих и деловых зданий все многочисленнее становится строительство монументальных роскошных дворцов и храмов, заказчиками которых выступают представители местной буржуазии и пользующиеся английской поддержкой феодалы и ростовщики (например, дворец в Майсуре, 1897; храм в Гайя, 1905). Поднятая восстанием 1857 г. волна народного движения, противостоящая усилению британского гнета, непрерывно нарастала на всем протяжении XIX в.
    Позиции национальной индийской буржуазии укрепляются, создается первая политическая организация «Национальный конгресс». В 1905—1908 гг. огромный размах приняло патриотическое движение «свадеши» (бойкот иностранных товаров), которое способствовало не только развитию ручного ткачества и мелкой промышленности (возродились многие заброшенные художественные ремесла), но и росту индийской коммерческой деятельности. На основе «свадеши» выросли первые национальные банки (в 1906—1913 гг. была основана большая часть крупных индийских банков, функционирующих и по сей день), возникли первые индийские металлургические заводы и другие промышленные предприятия.
    Под влиянием растущего национально-освободительного движения в Индии в последней четверти XIX в. возникают прогрессивные течения, направленные на изучение и использование художниками богатого национального культурного наследия и народного творчества: «Бенгальское возрождение» в Калькутте, возглавляемое Абаниндранатхом Тагором и английским искусствоведом Э.Б. Хавеллом, автором многих работ по искусству и архитектуре Индии. Расцветает Национальный университет в Шантиникетоне, основанный великим индийским поэтом Рабиндранатом Тагором, и художественная школа Майо в Лахоре.
    Развертываются археологические исследования, берутся под охрану исторические памятники. Развивается индология, в которой большое место занимают труды русских ученых Г.С. Лебедева, И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга и др. Впервые публикуются археологические обзоры Индии, издаются труды по истории архитектуры Индии (Дж. Фергюссона, Дж. Бургесса, А. Каннингэма, Дж. Дюбриэля и др.). Создаются музеи национального искусства в Калькутте (1875), Джайпуре (1876—1887), Лахоре (1890—1894), Дакке (1913).
Джайпур. Национальный музей, 1876—1887 гг. Общий вид
Джайпур. Национальный музей, 1876—1887 гг. Общий вид
    Пробудившийся интерес к национальной культуре Индии нашел отражение и в созданиях не только индийских зодчих, но и иностранных мастеров, работающих в Индии.
    Наиболее ранняя попытка использования в новом строительстве национальных мотивов была сделана арх. Ф.В. Стивенсом (1893) в административном здании в Бомбее, выполненном в основном в псевдоготическом духе.
Бомбей. Ворота Индии. Общий вид
Бомбей. Ворота Индии. Общий вид
    В Бомбее на берегу моря напротив многоэтажного здания гостиницы «Таджмахал» были сооружены Триумфальные ворота Индии в стиле гуджаратских мечетей XVI в. с башенками, напоминающими по формам минареты, резными кронштейнами и другими деталями. В зданиях почтамта и Музея национального искусства им. принца Уэльского (1905—1914) применены купол и ажурные детали, характерные для биджапурских мавзолеев XVII в. В Хайдарабаде в 1906 г. выстроена больница для низамского гарема, выдержанная в стиле местной архитектуры XVII в. Здания университета в Мадрасе, Центрального музея, почтамта, телеграфа в Лахоре и банков в Дакке подражают могольской архитектуре XVII в., имеют характерные купола, павильончики «чатри» и двухцентровые арочные проемы.
    Мотивы национальной архитектуры присутствуют и в зданиях большого комплекса Османского университета (основанного в 1918 г.), расположенного в 10 км от Хайдарабада на свободном огромном участке (площадью 607,5 га). Здесь оригинально сочетаются заимствованные из местных скальных сооружений Аджанты и Эллоры первых веков нашей эры сильно модернизированные формы с элементами архитектуры близлежащих мавзолеев и мечетей XV—XVII вв. (своеобразный портик в форме айвана со сталактитами ведет в купольный зал, столбы галерей, окружающих внутренние дворы, напоминают формы храмов Эллоры).
Хайдарабад. Османский университет, 1918 г. Общий вид
Хайдарабад. Османский университет, 1918 г. Общий вид
    Это умонастроение отразилось даже на облике христианских церквей. Формы, характерные для индусских храмов, башенки-шикхары и гопурам применены в церкви в Тирупаттуре (штат Мадрас), построенной в начале XX в. В росписях этой церкви Христос изображен в виде аджантского бодисатвы, а дева Мария изображена сидящей на лотосе.
    Увлечение традиционными национальными формами, особенно усилившееся в индийской архитектуре в начале XX в., чаще всего приводило к эклектическому, поверхностному истолкованию форм древнего и средневекового индийского зодчества.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому