Архитектура Италии XIX - начала XX вв. А. Сант’Элиа «Город будущего», улица в «Городе будущего», жилой дом. М. Кьяттоне к проекту «Города будущего». Футуризм
Архитектура Италии
Лидером нового течения в итальянской архитектуре был молодой архитектор Антонио Сант’Элиа (1888—1916). Ему не удалось ничего построить, и деятельность его выразилась лишь в многочисленных и талантливых рисунках различных зданий, в проекте-фантазии «Город будущего», в творческом манифесте-программе будущей архитектуры.
Рисунки А. Сант’Элиа, 1914 г. 1 — «Город будущего»;
Рисунки А. Сант’Элиа, 1914 г. 2 — улица в «Городе будущего»; 3 — жилой дом
Рисунок А. Сант’Элиа «Город будущего», 1914 г.
Рисунок М. Кьяттоне к проекту «Города будущего», 1914 г.
Это направление итальянской архитектуры во весь голос заявило о себе в 1941 г. в Милане на первой выставке группы «Новые традиции», к которой принадлежал тогда Сант’Элиа. Здесь был экспонирован проект «Города будущего» Сант’Элиа (в работе над этим проектом, принимал участие арх. Марио Кьяттоне).
В проекте «Города будущего» Сант’Элиа разрабатывал индустриальные мотивы, пытался отобразить движение, передать его отдельные фазы. Различные элементы, служащие целям движения и сообщения: улицы, лежащие в разных уровнях, выдвинутые башни лифтов и т.п., подчеркнуты в проекте. Проект талантливо предвосхищал будущие возможности.
В каталоге этой выставки было опубликовано страстное воззвание Сант’Элиа «К новой архитектуре», в которой, по его мнению, все должно быть революционизировано и которую он считал необходимым немедленно ввести в Италии. Эта архитектура, писал он, должна быть новой, как ново душевное состояние молодого поколения; тогда смогут возникнуть новые формы города для человека, свободного от традиции и рутины.
Проект «Нового города» и воззвание показывают, что творчество Сант’Элиа находилось под влиянием, с одной стороны, австрийского арх. Отто Вагнера, а с другой,— архитектуры США. В работах Сант’Элиа как бы соединился реализм венских архитекторов с собственным романтическим восприятием американских индустриальных городов.
Работы Сант’Элиа привлекли внимание итальянских футуристов, глава которых Филиппо Томазо Маринетти через месяц после выставки опубликовал «Воззвание», модифицировав в нем отдельные пункты в сторону сближения с программой футуристов.
«Манифест футуристической архитектуры» (т.е. архитектуры будущего), в котором заметно влияние ряда теоретических положений футуризма, вышел в свет 14 июля 1914 г. После этого заговорили о футуристической архитектуре в Италии и о Сант’Элиа как о главе футуристов архитекторов.
В литературе и в изобразительном искусстве футуристы (поэты, художники, скульпторы) требовали категорического разрыва с прошлым, восхваляли машину как символ новой красоты, призывали к отображению в произведениях только современности и будущего, признавая в качестве основных элементов художественного воздействия динамику и технику.
«Нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты» — писали футуристы в Манифесте художников.
Внешняя революционность футуристических воззваний была уже тогда во многом проявлением мелкобуржуазного анархизма, их идеи носили ярко выраженный националистический характер. Несколькими годами позднее футуристическое движение полностью пошло в ногу с фашизмом. Однако Сант’Элиа, еще в 1915 г. призванный в армию и вскоре погибший, по существу, никакого отношения к итальянскому футуристическому движению не имел.
Сант’Элиа писал в своем Манифесте об архитектуре будущего: «Такая архитектура не может быть подчинена никакому закону исторической преемственности... Мы утратили чувство монументальности, тяжеловесности, статичности, но зато обогатили свое восприятие вкусом к легкости, практичности, эфемерности, скорости... Нам надлежит изобрести, создать футуристский город, похожий на просторную шумную строительную площадку, каждый элемент которой гибок, подвижен и динамичен, и построить футуристский дом, похожий на гигантскую машину... Дом из цемента, стекла и стали, без росписей и скульптурных украшений, единственная красота которого заключена в свойственных ему линиях и объемах, дом необыкновенно безобразный по своей конструктивной простоте должен быть воздвигнут на краю орущей пропасти, именуемой улицей».