Архитектура Китая XIX - начала XX вв. Политическое и экономическое развитие. Пекин Комплекс зданий Дэхэюань. Нанкин Конфуцианский храм Чаотяньгун - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая XIX - начала XX вв. Политическое и экономическое развитие. Пекин Комплекс зданий Дэхэюань. Нанкин Конфуцианский храм Чаотяньгун

Архитектура Китая
    С середины XIX в. в истории Китая начался новый этап. Опиумные войны (1839—1842, 1856—1860) вывели страну из многовекового оцепенения. Раздираемая внутренними противоречиями некогда мощная феодальная империя оказалась перед лицом сильных капиталистических государств, стремившихся распространить свое влияние на Китай. Поражения в войнах и последовавшие за ними многочисленные неравноправные договоры, навязанные Англией, Францией и другими державами, обеспечили им различные таможенные и торговые льготы, облегчили проникновение в Китай иностранных товаров и капитала.
    Ряд важных торговых городов в прибрежных районах страны были объявлены открытыми портами. В их число вошли Кантон (Гуанчжоу), Фучжоу, Нинбо, Тяньцзинь, а также Нанкин и Ханькоу, в связи с чем был открыт доступ во внутренние районы Китая. Наступил период закабаления страны иностранным капиталом, превращения ее в полуколонию.
    Военные и политические неудачи, усиление феодальной и капиталистической эксплуатации, гнет и насилие, переходящие в неприкрытый грабеж, возрастающие национальные противоречия привели к большим изменениям, затронувшим все слои общества, послужили толчком к росту народного антифеодального движения, к волнениям и бунтам, вылившимся в тайпинское восстание, в мощную крестьянскую войну, направленную против Цинской маньчжурской династии и носившую в то же время антифеодальный и антикапиталистический характер (1851—1864).
    В 1899—1901 гг. северо-восточные районы Китая были охвачены ихэтуаньским антиимпериалистическим восстанием. Увеличилось всеобщее недовольство существующим положением: на юге возникло общество Синьчжунхуэй («Возрождение Китая»), возглавляемое Сунь Ят-сеном и объединившее мелкую буржуазию и интеллигенцию. В стране назрела революционная ситуация. Начавшаяся восстанием в г. Учан революция 1911—1913 гг. положила конец Цинской империи. В 1912 г. последний император отрекся от престола.
    Разложение феодального строя сопровождалось развитием капиталистических отношений, носивших в условиях вековой отсталости и иностранной агрессии специфический полуколониальный характер. В 60—80-х годах в Китае возникли первые капиталистические предприятия — механические мастерские, угольные шахты, верфи, стали прокладывать железные дороги. В 90-х годах начала развиваться текстильная промышленность, ставшая со временем основной отраслью промышленности в стране. Зародилась национальная буржуазия и пролетариат, значительно усилилась компрадорская буржуазия, оказавшая большое влияние на судьбы Китая в последующие десятилетия.
    Развитие культуры в этот период было связано с борьбой китайского народа против феодализма и империалистического засилия. Вместе с тем Китай начал знакомиться с достижениями других стран в различных областях культурной и общественной жизни. Былая замкнутость постепенно уходит в прошлое. Появились первые ростки нового демократического искусства.
    Но в целом вторая половина XIX в. характерна застоем и даже некоторым упадком многих традиционных форм искусства, которое по-прежнему находится в плену застывших догм и правил. В живописи основное внимание продолжали уделять изучению и копированию сюжетов старых мастеров. Основными жанрами были «шаньшуй» с горными, речными или озерными пейзажами и «няохуа» с изображениями птиц и цветов.
    В архитектуре Китая продолжали, господствовать строительные правила и приемы, установленные много веков назад. В ней наиболее полно отразился всеобщий застой. Древние сооружения, замечательные памятники китайской архитектуры пришли в упадок. В результате войн были разрушены многие города и сооружения, в том числе и знаменитый загородный дворец Юаньминьюань, который являлся одной из жемчужин китайской архитектуры.
    В 1860 г. при взятии Пекина англо-французскими войсками его парки были уничтожены, многочисленные павильоны и беседки сожжены, каменные дворцы, созданные под влиянием европейской архитектуры и знаменитые резьбой по камню, разрушены, богатая коллекция произведений китайского искусства, собиравшаяся в течение нескольких веков, разграблена, а территория дворца превращена в пустырь.
    Новое строительство традиционных типов зданий в это время велось в крайне незначительных объемах. В основном внимание обращали на реставрацию и поддержание в порядке наиболее значительных императорских дворцов и храмов. Перестраивались пришедшие в ветхость павильоны; на месте сгоревших возводили новые здания, повторяя даже в деталях старые сооружения. В частности, в 1885 г. был заново отстроен павильон Тайхэмынь в императорском дворце в Пекине. Наиболее крупные работы, осуществленные в Пекине, связаны с именем императрицы Циси, при которой был восстановлен и расширен к 1888 г. летний дворец Ихэюань, разрушенный в 1860 г. англо-французскими войсками.
    Тогда же была перестроена многоэтажная башня храма Фосянгэ, а в 1890 г. восстановлено центральное здание восточной части дворца Женьшоудянь. В 1892 г. закончено строительство комплекса зданий Дэхэюань, представлявших собой своеобразный театр, один из трех наиболее известных в Китае. Главный (3-этажный) павильон Дэлоу служил сценой. Различное оборудование, размещенное на верхних этажах, и специальные колодцы под сценой позволяли разыгрывать сложные представления. В 1900 г. во время восстания Ихэтуаней дворец Ихэюань был частично разрушен, но уже через год центральная часть его была восстановлена.
Пекин. Комплекс зданий Дэхэюань, 1892 г.
Пекин. Комплекс зданий Дэхэюань, 1892 г. Фасад, план
    К числу немногочисленных традиционных храмовых комплексов, сооруженных во второй половине XIX в., относится конфуцианский храм Чаотяньгун в Нанкине. Он был воздвигнут на месте более древнего монастыря (история которого восходит к периоду Сун; 420—479), совершенно разрушенного во время тайпинского восстания. Храм расположен недалеко от ворот Ханьсымынь. Четыре двора, лежащих на оси юг — северу, уступами поднимаются по склону холма Ечэншань. Ворота в восточной и западной стенах ведут в передний двор, на южной стороне которого находится стена духов «инби».
Нанкин. Конфуцианский храм Чаотяньгун, 2-я половина XIX в. Общий вид
Нанкин. Конфуцианский храм Чаотяньгун, 2-я половина XIX в. Общий вид
    За торжественной аркой Пайлоу на северной стороне расположены внутренние обстроенные по периметру дворы, отделенные друг от друга главными павильонами, лежащими на оси юг — север. Центральное сооружение храма — павильон Дачэндянь — стоит на высокой платформе. На площадке перед ним совершались ритуальные танцы в честь Конфуция. Планировка храма выполнена в соответствии с древними канонами, но качество работ, степень сложности декора, проработки деталей свидетельствуют об упадке мастерства.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому