Архитектура стран Латинской Америки XIX - начала XX вв. Куба Сант-Яго-де-Куба Жилой дом. Бразилия Сельскохозяйственная фазенда. Мексика Традиционная индейская хижина
Архитектура стран Латинской Америки
Практика архитектуры в Латинской Америке с первых лет независимости получила такое направление, которое вело к постоянному углублению контрастов между центром и окраинами городов, между столицей и провинцией, между городом и деревней.
В центрах городов строились здания новых типов и наступила пора архитектуры классицизма, но основная масса застройки оставалась традиционной. Даже самые крупные города Латинской Америки к середине XIX в. имели сплошь 1-этажную застройку, над которой кое-где возвышались церкви да немногие административно-общественные здания.
Так, в Буэнос-Айресе первый 2-этажный жилой дом был построен в 1830 г. Кварталы одинаковой величины и формы застраивались стоящими вплотную друг к другу домами. Не считавшаяся с рельефом прямоугольная уличная сетка во многих случаях превращала улицы в лестницы. В отдельных местностях вдоль улиц было принято сооружать крытые галереи на столбах, защищающие от солнца и ливней. Фасады зданий и их отдельные детали, как правило, окрашивались в яркие цвета; черепичные или соломенные кровли имели большой свес.
В Латинской Америке варьировался общий для всех ее стран тип жилища, пришедший из испано-португальской метрополии и приспособленный к местному образу жизни. Уличный фасад трактовался как преграда между интимной, недоступной для посторонних жизнью дома и шумной, пестрой жизнью улицы, где все протекает на виду толпы.
Замкнутость дома позволяла создать благоприятный микроклимат, так как его помещения выходили во внутренние затененные дворики «патио». Снаружи дом имел мало окон, причем они защищались выступающими вперед решетками, что увеличивало дистанцию между жилой комнатой и улицей. Металлические или деревянные решетки были очень разнообразны по рисунку и придавали домам нарядный вид.
Куба. Сайт-Яго-де-Куба. Жилой дом XIX в. Общий вид
Куба. Сант-Яго-де-Куба. Жилой дом XIX в. Общий вид
Необходимость затенения и сквозного проветривания, особенно в районах с жарким и влажным климатом, потребовала создания балконов, иногда идущих вдоль всего второго этажа дома. По старой испанской традиции такие балконы в большей или меньшей степени закрыты от посторонних глаз декоративным деревянным ограждением, представляющим по существу солнцезащитную решетку.
В ряде стран Центральной Америки и Карибского моря был распространен 2-этажный дом с большими балконами, опирающимися на редко расставленные столбы. Из-за постановки домов вплотную друг к другу балконы или деревянные нависающие галереи с окнами образовывали сплошной навес с обеих сторон улицы. Такие дома типичны для так называемой «креольской архитектуры».
В середине XIX в. в городах получили распространение особняки по своему внешнему виду европейского типа, но с традиционной планировкой латиноамериканского дома.
Для сельской местности были характерны помещичьи дома, называемые в Мексике «асьенда», в Бразилии «фазенда», в Аргентине «эстансия», в Чили «фундо», в Венесуэле «хато».
Большой помещичий дом имел низкие, но просторные помещения, группирующиеся обычно вокруг одного или нескольких патио. Весь комплекс поместья (дом хозяина, церковь, жилье для слуг и хозяйственные постройки) располагался на участке, господствующем над местностью, и обносился толстыми стенами.
Бразилия. Сельскохозяйственная фазенда, XIX в.
Вокруг крупнейших поместий постепенно складывались небольшие провинциальные городки с рыночной площадью, казармой, лавками, кофейнями. Господский дом был центром такого городка. Снаружи он имел парадные лестницы, окна, закрытые металлическими решетками. Во двор выходили просторные террасы, навесы, галереи. Толстые стены, широкие простенки между окон и большие свесы кровель обеспечивали прохладу в жаркое время дня. Декоративное убранство зданий бывало затейливым, соответствовавшим традициям барочной архитектуры колониального периода и вкусам сельских строителей.
Сельские дома строились из досок и пальмовых листьев. Таковы, например, кубинские «боио». Один из исследователей архитектуры Кубы характеризует их следующим образом: «Крыша боио обычно сделана... из соломы ветивера, пол земляной. Помещение разделено пальмовыми циновками или грубыми досками из пальмы ягуа, чтобы создать видимость, что тут спят не вповалку.
Вся его обстановка состоит из табуретки, гамака, да нескольких выщербленных эмалированных тарелок. На «стенах» стеклянные украшения, портреты и вырезки из журнала, который случайно попал в руки обитателей боио. У входа в «комнаты», в которых всегда слышен плач новорожденного, иной раз развешаны гирлянды из пестрых бумажек и бус. Вот и все. В таком боио помещаются десять — двенадцать человек. Это «дворец» крестьянина, где паразиты живут, как в раю».
Мексика. Традиционная индейская хижина. Интерьер
Местные коренные племена в труднодоступных районах продолжали жить на уровне самой примитивной первобытной культуры. На протяжении XIX в. в Аргентине, Уругвае, Чили индейское население было уничтожено почти полностью; в Бразилии за это же время было истреблено свыше 50 индейских племен, отличавшихся друг от друга языком, культурой, характером жилища. Только непроходимые джунгли спасли остатки индейских племен от полного истребления.
По сей день в Латинской Америке сохранившиеся племена коренного населения строят жилища и другие сооружения, восходящие к древним традиционным типам.