Архитектура России XIX - начала XX вв. Общественные здания 9. Москва Кинотеатр «Колизей», Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Киев Педагогический музей. Севастополь Здание Панорамы обороны Севастополя - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура России XIX - начала XX вв. Общественные здания 9. Москва Кинотеатр «Колизей», Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Киев Педагогический музей. Севастополь Здание Панорамы обороны Севастополя

Архитектура России > Архитектура России XIX - начала XX вв. Общественные здания
    В конце XIX в. в России начались демонстрации кинофильмов; первый фильм был показан в мае 1896 г. Сначала фильмы демонстрировались в летних садах Петербурга и Москвы, но возраставшая популярность кинозрелища вызвала необходимость строительства специальных зданий кинотеатров с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными.
    В начале XX в. в Петербурге были построены кинотеатры «Форум», «Колизей»; в Москве — «Художественный» (арх. Ф.О. Шехтель, «Колизей» (1913—1914, арх. Р.И. Клейн) и др. Много строилось кинотеатров и в провинциальных городах, например кинотеатр «Палас» в Нижнем Новгороде, «Ампир» (ныне «Художественный») во Владимире; в Ростове-на-Дону в начале XX в. существовало более 20 кинотеатров. Однако большинство кинотеатров размещалось в те годы в приспособленных для нового назначения зданиях.
Москва. Кинотеатр «Колизей», 1913—1914 гг. Р.И. Клейн. Общий вид
Москва. Кинотеатр «Колизей», 1913—1914 гг. Р.И. Клейн. Общий вид
Москва. Исторический музей, 1875—1881 гг. В.О. Шервуд, А.П. Попов, А.А. Семенов
Москва. Исторический музей, 1875—1881 гг. В.О. Шервуд, А.П. Попов, А.А. Семенов. Общий вид, план 2-го этажа
    Кинотеатры, как и цирки, являлись типичными доходными предприятиями, что отчетливо отражалось в их структуре, рассчитанной на максимальное извлечение прибыли. Вместе с тем это были здания нового типа, со своеобразной объемно-пространственной композицией, предоставлявшие архитекторам новые возможности и ставившие перед ними новые задачи.
    Развитие наук и искусства потребовало создания крупных зданий музеев. Постепенно вырабатывается их планировочная схема (анфиладно построенные залы с боковым или верхним освещением). Первым (из наиболее крупных музеев) появился в Москве Исторический музей, построенный в 1875—1881 гг. худ. В.О. Шервудом, инж. А.А. Семеновым и арх. А.П. Поповым в формах древнерусского зодчества, что было обусловлено назначением и местоположением здания. Выразительный силуэт Исторического музея хорошо увязан со стенами и башнями Кремля и удачно вписан в ансамбль Красной площади.
    Проект, отобранный по конкурсу, не был осуществлен в полной мере. Так, из-за недостатка средств фасады не были отделаны майоликой, что должно было сблизить облик музея и храма Василия Блаженного. В Историческом музее применена достаточно удобная для экспонирования и осмотра классическая анфиладная система построения помещений с периметральным расположением залов, хорошо связанных парадной центральной и боковыми лестницами. Однако ее некоторая усложненность, а также небольшие древнерусского типа окна и отсутствие верхнего освещения свидетельствуют о том, что структура музейного здания здесь еще не полностью сложилась.
    Более рациональную организацию получили такие музейные сооружения конца XIX — начала XX вв., как Третьяковская галерея и Музей изящных искусств в Москве, Выставочный павильон Академии художеств в Петербурге, Педагогический музей в Киеве и др. Их планировка свидетельствует о том, что в это время в русской архитектуре уже вполне созрела композиционная схема музеев с анфиладным расположением залов, освещаемых в нижних этажах большими окнами, а в верхних — верхним светом. Проект главного фасада Третьяковской галереи, осуществленный в 1900 г., разработал художник В.М. Васнецов.
Москва. Третьяковская галерея, 1900—1905 гг. В.М. Васнецов. Общий вид
Москва. Третьяковская галерея, 1900—1905 гг. В.М. Васнецов. Общий вид
    Музей изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) был построен в 1898—1912 гг. арх. Р.И. Клейном. выполнившим проект на основе конкурсного проекта арх. П.С. Бойцова. По своей планировке и целесообразности конструктивного решения это был один из лучших музеев начала XX в. Его залы удобно связаны друг с другом, удачно освещены и хорошо приспособлены для размещения экспонатов. Главный фасад, облицованный белым уральским мрамором, украшен величественной ионической колоннадой, ордер которого точно повторяет ордер Эрехтейона.
Москва. Музей изящных искусств, 1898—1912 гг. Р.И. Клейн
Москва. Музей изящных искусств, 1898—1912 гг. Р.И. Клейн. Общий вид
Москва. Музей изящных искусств, 1898—1912 гг. Р.И. Клейн
Москва. Музей изящных искусств, 1898—1912 гг. Р.И. Клейн. План 1-го этажа
    Снаружи по главному фасаду здания проходит беломраморный скульптурный фриз, изображающий олимпийские игры (скульптор проф. Академии художеств Г.Р. Залеман), а за колоннами также вкомпонован фриз, представляющий копию сохранившихся частей фриза Парфенона, изображающего знаменитую Панафинейскую процессию. В фасадах и интерьерах сооружения археологически точно воспроизведены формы первоисточников. Это объясняется тем, что музей был при университете и архитектура самого здания (снаружи и внутри) также призвана была служить учебным целям. В связи с этой постройкой Клейн был командирован Московским университетом и Комитетом по постройке музея за границу и ознакомился с музеями Франции, Италии, Англии, Германии, Египта.
Киев. Педагогический музей, 1911—1913 гг. П. Ф.Алешин. Общий вид
Киев. Педагогический музей, 1911—1913 гг. П. Ф.Алешин. Общий вид
    Удачны также здания Киевского педагогического музея (арх. П.Ф. Алешин, 1911—1913) и Панорамы обороны Севастополя (арх. В.А. Фельдман, 1905). В Киевском педагогическом музее автору удалось достигнуть успехов как в развитии функциональной стороны типичной структуры музейного здания, так и в выявлении его художественного образа. В центре здания находится вестибюль и расположенный над ним полукруглый зал, перекрытый стеклянным куполом. Экспозиционные залы размещены в двух крыльях, идущих в глубину участка.
    Здание Панорамы обороны Севастополя в строгом соответствии с назначением имело цилиндрическую форму. В центре помещена смотровая платформа, по охватывающим ее стенам развернуто живописное полотно, у подножия которого помещены макеты, иллюзорно соединяющиеся с изображениями на полотне.
Севастополь. Здание Панорамы обороны Севастополя, 1905 г. В. Фельдман. Общий вид
Севастополь. Здание Панорамы обороны Севастополя, 1905 г. В. Фельдман. Общий вид
    Музеи во многих провинциальных городах обычно строились за счет пожертвований меценатов. Так, арх. П.С. Трубниковым в 1912—1913 гг. был выстроен музей в Иваново-Вознесенске для фабриканта Бурылина. В 4-этажном здании размещались собственно музей и ремесленная рисовальная школа, готовившая мастеров для фабрики. Музей был соединен подземным тоннелем с домом фабриканта, стоящим напротив через улицу.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому