Архитектура Скандинавских стран XIX - начала XX вв. Общественные здания 3. Стили. Стокгольм Национальный музей А. Штюлер. Христиания Здание Стортинга Э. Лангле. Копенгаген Университетская библиотека И. Херхольдт, Церковь Фредерика Ф. Мелдаль, Театр-пантомима в парке «Тиволи» Е. Далеруп - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Скандинавских стран XIX - начала XX вв. Общественные здания 3. Стили. Стокгольм Национальный музей А. Штюлер. Христиания Здание Стортинга Э. Лангле. Копенгаген Университетская библиотека И. Херхольдт, Церковь Фредерика Ф. Мелдаль, Театр-пантомима в парке «Тиволи» Е. Далеруп

Архитектура Скандинавских стран
    В период шведско-норвежской унии Норвегия получила несколько большую степень самостоятельности, чем та, которую она имела под датским управлением. Христиания из провинциального городка постепенно превращалась в центр страны. Здесь были построены здания королевского дворца, правительственных учреждений, университета. Завершение этих классицистических построек совпало со временем упадка направления и с началом поисков новых путей развития архитектуры.
    Неудовлетворенность строгим классицизмом стимулировала поиски других источников подражания.
    Для «ревизии» классицизма характерна фигура датского архитектора М.Г. Биндесбеля (1800—1856). Его крупнейшее произведение — здание музея Торвальдсена в Копенгагене (1839—1850) — отмечено несколько неожиданным привнесением «египетских» мотивов в реминисценции греческой античности. Идущая от влияния Шинкеля суховатость жесткой осевой композиции, в которой доминируют геометрические формы, здесь смягчена активно введенными полихромией и росписью. Фасад музея украшен в 1850 г. худ. И. Зонне своеобразной инкрустацией из цветной штукатурки.
    В более поздних работах арх. Биндесбель еще дальше отходит от ортодоксального классицизма, облекая симметричные пространственные композиции в предельно упрощенную классицистическую форму и отказываясь от отделки кирпичных фасадов штукатуркой (квартал домов для рабочих в Эстербро, 1853—1856; сельскохозяйственная школа в Копенгагене, 1856—1858).
Стокгольм. Национальный музей, 1850—1856 гг. А. Штюлер. Общий вид
Стокгольм. Национальный музей, 1850—1856 гг. А. Штюлер. Общий вид
    В Швеции немецкий архитектор Ф.А. Штюлер (1800—1865) спроектировал здание Национального музея для Стокгольма (1850—1856). Он обильно декорировал его деталями, заимствованными у архитектуры венецианского ренессанса. Характерно, что проекту Штюлера было оказано предпочтение перед работой крупнейшего в то время представителя классицистического направления в Швеции — арх. Ф.В. Шоландера.
    К концу 50-х годов XIX в. архитекторы Швеции окончательно перешли от классицизма к более или менее пышным подражаниям образцам ренессанса. Сэдра-театр в Стокгольме, построенный по проекту арх. Ф. Обома (1858—1859 гг.), еще отличался некоторой сдержанностью в воспроизведении форм ренессанса, но с течением времени бессодержательный декор стал занимать все большее место на фасадах.
    На архитектуру северных стран оказывала влияние и архитектура Второй империи Наполеона III.
В Норвегии крупнейшей постройкой, архитектура которой носит характер эклектизма, было здание Стортинга в Христиании, выстроенное в 1861—1866 гг. шведским архитектором Э. Лангле. Стортинг имеет традиционно-классический симметричный план. П-образный трехэтажный блок здания охватывает полуциркульный объем зала заседаний. Фасады покрыты мелкими декоративными деталями, выполненными по мотивам раннего флорентийского и венецианского ренессанса, готики, романской архитектуры.
Христиания. Здание Стортинга, 1861—1866 гг. Э. Лангле. Общий вид
Христиания. Здание Стортинга, 1861—1866 гг. Э. Лангле. Общий вид
    Эклектическое направление норвежской архитектуры нашло свое продолжение в здании Национального театра в Христиании, законченном в 1899 г. по проекту Г. Булля. Усложненная объемная композиция этого здания и его грузные декоративные формы напоминают композицию и декор театра Гранд-опера в Париже.
    В Дании эклектизм культивировался в работах И.Д. Херхольдта (1818—1902) и его школы. От Биндесбеля он унаследовал свободу сочетания разнородных классических мотивов, которая дополнялась скрупулезной разработкой отдельных форм. Чувство целого этой школой было совершенно утрачено.
    Наиболее известно построенное по проекту Херхольдта здание университетской библиотеки в Копенгагене (1855—1861) с фасадами в стиле раннего итальянского ренессанса, сухо декорированным лекальным кирпичом. В решении внутреннего пространства архитектор следовал образцу парижской библиотеки св. Женевьевы. Основу конструктивной структуры здесь составили тонкие чугунные колонны, несущие ажурные арки покрытия. Однако в малых пролетах конструктивные возможности металла были не использованы и интерьер библиотеки затеснен.
Копенгаген. Университетская библиотека, 1855—1861 гг. И. Херхольдт
Копенгаген. Университетская библиотека, 1855—1861 гг. И. Херхольдт. Общий вид
Копенгаген. Университетская библиотека, 1855—1861 гг. И. Херхольдт.
Копенгаген. Университетская библиотека, 1855—1861 гг. И. Херхольдт. Интерьер
Копенгаген. Университетская библиотека, 1855—1861 гг. И. Херхольдт.
Копенгаген. Университетская библиотека, 1855—1861 гг. И. Херхольдт. План
    Школа, возглавлявшаяся Херхольдтом, способствовала распространению поверхностного стилизаторства. В архитектуре Дании наступил своеобразный «век штукатурки». Эклектика здесь получила гораздо большее развитие и пришла к более помпезным формам, чем в других странах Скандинавии.
    Руководимая арх. Ф. Мелдалем с 1873 г. Академия искусств в Копенгагене стала одним из идейных центров эклектизма. В своих лекциях Мелдаль утверждал, что конструкция в архитектуре должна служить лишь остовом для декора — в этом он видел условие одухотворенности, эмоциональности композиции.
Копенгаген. Церковь Фредерика, 1876—1894 гг. Ф. Мелдаль. Общий вид
Копенгаген. Церковь Фредерика, 1876—1894 гг. Ф. Мелдаль. Общий вид
    Работы Мелдаля (1827—1908) значительнее по масштабу и более претенциозны, чем постройки Херхольдта, но уступают им в уровне художественного мастерства (достройка громадной церкви Фредерика в Копенгагене, 1876—1894).
Копенгаген. Театр-пантомима в парке «Тиволи», 1874 г. Е. Далеруп. Общий вид
Копенгаген. Театр-пантомима в парке «Тиволи», 1874 г. Е. Далеруп. Общий вид
    Самым модным датским архитектором 70-х годов XIX в. был умелый стилизатор Е.В. Далеруп (1836—1907). Среди его построек наиболее известны пышное неоренессансное здание Королевского театра в Копенгагене (1872—1874) и экзотические сооружения увеселительного парка «Тиволи» в датской столице. Театр-пантомима в этом парке был построен в «китайском стиле» (1874), концертный зал — в «мавританском».
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому