Архитектура Скандинавских стран XIX - начала XX вв. Общественные здания 5. Стили. Берген Библиотека. Христиания Конторское здание - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Скандинавских стран XIX - начала XX вв. Общественные здания 5. Стили. Берген Библиотека. Христиания Конторское здание

Архитектура Скандинавских стран
    К началу XX в. в Норвегии усилилось национальное движение, что нашло свое отражение в норвежском искусстве и архитектуре. Изменение архитектурной направленности в Норвегии было более глубоким, чем в шведской и датской архитектуре на первом этапе развития их национальных течений.
    Норвегия не имела национальных традиций в развитии каменной архитектуры. Поэтому в поисках национальной специфики зодчества норвежские архитекторы обратились к шведскому опыту. При этом они вносили в свои постройки декоративные и изобразительные мотивы, идущие от народного искусства Норвегии или из ее народного эпоса. Они украшали постройки деталями, напоминающими об эпохе викингов,— головами драконов, рострами и т.д. Так сложился «драконный стиль» (или «стиль викинг»), весьма поверхностный и эклектичный.
    На фоне эклектических построек в Норвегии выделялись некоторые работы молодых архитекторов, стремившихся возродить традиции старой норвежской деревянной архитектуры (гостиница Гольмен-коллен близ Христиании, арх. Г. Мунте).
    Значительное влияние на норвежскую архитектуру в начале века оказал европейский модерн и особенно деятельность А. Ван де Вельде. Благодаря этому влиянию стали лучше обеспечиваться функциональные процессы в зданиях, планировка их стала более свободной. В то же время декор «драконного стиля» оставался столь же фантастическим и произвольным.
    После 1905 г., когда независимость страны стала фактом, поиски «своего пути» в архитектуре Норвегии получили более серьезный и целеустремленный характер.
    В 1907 г. после большого конкурса была построена загородная резиденция нового короля Норвегии Хакона VII в окрестностях Христиании. Проект дворца арх. К. Бионг выполнил в модном для того времени «драконном стиле». Однако наиболее интересен был получивший вторую премию проект архитекторов А. Арнеберга и О. Сверре, сильно отличавшийся от всех остальных работ, представленных на конкурс. Хотя некоторые декоративные мотивы авторы и заимствовали, как это обычно тогда делалось, у народных построек, они не пошли по пути их копирования. Здание имело простой объем, четкое структурное построение. Ряды венцов сруба подчеркивали горизонтальное развитие композиции, декоративные элементы их были скромны и подчинены целому.
    Появление этого проекта знаменовало начало нового подхода к национальному наследию, основанному на его серьезном изучении, на стремлении к продолжению традиции, а не к простому воспроизведению форм. Эти традиции по-прежнему понимались прежде всего как эстетические. Но здесь уже появились первые ростки реалистического понимания архитектуры.
    Серьезный подход к изучению национального наследия был поддержан молодыми архитекторами, лидером которых стал О. Нордхаген. Еще в 1903 г. им был выполнен проект библиотеки в Бергене. Используя опыт старых построек норвежских городов, Нордхаген предложил облицевать стены библиотеки грубо околотым камнем. Простота и суровость ее фасадов смягчена отдельными мотивами романской архитектуры. Проект свободен от беспринципного подражания различным образцам и отличается художественной цельностью.
Берген. Библиотека, 1903 г. О. Нордхаген. Общий вид
Берген. Библиотека, 1903 г. О. Нордхаген. Общий вид
    После того как Нордхаген отошел от проектирования, место лидера в норвежской архитектуре занял арх. М. Поулссон (1851—1958), много работавший вместе с Арнебергом. Вдохновленные традициями крестьянского зодчества, они создали ряд деревянных построек — особняков и загородных вилл. Массивные бревенчатые срубы, подсказанное функцией свободное чередование оконных проемов, крутые кровли — характерные черты их произведений.
Христиания. Конторское здание, 1917 г. М. Поулссон. Общий вид
Христиания. Конторское здание, 1917 г. М. Поулссон. Общий вид
    Арнеберг и Поулссон пытались перенести свой творческий метод и на проектирование многоэтажных городских зданий. Они отказались от обилия декоративных форм, объемы созданных ими сооружений просты и монументальны, фасады почти не расчленены. Один из лучших примеров — 6-этажное конторское здание в Христиании, законченное в 1917 г. по проекту Поулссона на вокзальной площади.
    Объем его целен, лишь шестой этаж образует уступ, который отмечает переход от основного массива к высокой черепичной кровле. Скупые декоративные детали из естественного камня включены в кладку побеленной кирпичной стены. Побелка не скрывает фактуры, и поверхность стен обладает живой пластичностью.
    Последователями Арнеберга и Поулссона были архитекторы А. Бьерке и Г. Элиассон, а также Э. Реймерс и О. Ландмарк, работавшие в Бергене. Свои основные произведения они создали уже после первой мировой войны.
    Иную направленность получило национальное течение в архитектуре Швеции на втором этапе его развития. После 1900 г. национализм в Швеции имел ярко выраженный характер шовинизма господствующей нации, стремившейся удержать в подчинении Норвегию.
    Однако Швеция была уже не в силах преодолеть национально-освободительное движение в Норвегии, и шовинистические настроения рождали идеализацию «прекрасного прошлого» — времени наивысшего могущества шведской державы. Отсюда шло и стремление архитекторов использовать формы исторического зодчества, возродить его дух. Поэтому национальное течение в архитектуре Швеции пришло к более романтичным формам, чем в других странах, но избранные им художественные образцы были ретроспективны.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому