Архитектура Скандинавских стран XIX - начала XX вв. Общественные здания. Крытые рынки, магазины, вокзалы, здания выставок
Архитектура Скандинавских стран
Развитие капитализма в странах Северной Европы вызвало к жизни ряд новых типов зданий, связанных с обслуживанием огромных масс населения в растущих городах, с развитием торговли и транспорта, а также предназначенных для удовлетворения потребностей нового господствующего класса — буржуазии.
Первые крытые рынки были построены в Швеции: Кларахаллен в Стокгольме (1865) и рынок на площади Кунгсторгет в Гётеборге (1867). Рынок в Стокгольме следовал образцу рынка в Париже. Рынок же в Гётеборге по форме и конструкции напоминал Кристал-Палас Дж. Пэкстона (Лондон, 1851). Центральная часть прямоугольного в плане объема рынка была перекрыта цилиндрическим стеклянным сводом на чугунных арках. Кроме большого центрального пролета он имел пониженные боковые галереи с плоским покрытием и поперечные своды, образующие подобие трансепта. Оба эти сооружения отличались соответствием характера их интерьера внешнему облику, который определялся конструкциями. Лишь незначительные декоративные детали из чугуна и кованого железа говорили об эклектической моде того времени.
Значительно позднее, чем крытые рынки в Скандинавских странах начали строиться большие универсальные магазины, появившиеся в наиболее развитых европейских странах еще в 70-х годах XIX в.
В 1893—1894 гг. в Копенгагене по проекту арх. А.X. Иенсена был построен магазин «Дю Нор» («Северный»), в архитектуре которого были смешаны декоративные детали, перенесенные автором из современной парижской застройки и стилей XVII—XVIII вв. Первым крупным универмагом Стокгольма, структура которого была последовательно разработана в соответствии с его функциональным назначением, был магазин Мюрстедта и Стерна, возведенный по проекту арх. Э. Стенхаммера в 1908—1910 гг. Его планировка и в значительной мере внешний облик следуют образцу универсального магазина Вертгейма в Берлине.
Развитие торговых связей требовало расширения информации о товарах, производимых различными фирмами и предприятиями страны. Эту задачу с 20-х годов XIX в. выполняли национальные и международные промышленные выставки. Однако первое на севере Европы специальное выставочное здание появилось в Копенгагене лишь в 1852 г. Оно имело неоклассический фасад, но интерьер и конструкция перекрытия уже подчинялись новым инженерным решениям.
В 1866 г. в Стокгольме по проекту инж. А.В. Эдельсверда было создано уже крупное выставочное здание. Выставка была размещена в Кунгсгордене, королевском парке, напротив дворца. Квадратный в плане центральный объем здания перекрывал многогранный шатровый купол с металлическим каркасом и стеклянным заполнением. Этот купол высоко поднимался над низкими корпусами примыкающих галерей, имевших трехпролетную систему со скатными кровлями и световыми фонарями вдоль коньков. Конструктивное решение постройки с большепролетным куполом являлось новинкой для того времени и вызывало большой интерес.
Стокгольм. Выставочное здание, 1866 г. А. Эдельсверд. Интерьер
В 1889 г. был сооружен из дерева выставочный зал в Копенгагене (арх. Юроп).
Стокгольм. Здание выставки, 1897 г. Ф. Боберг. Общий вид
Большим размахом отличалась Стокгольмская выставка 1897 г., здания которой проектировал арх. Ф. Боберг. Ансамбль создавался под впечатлением вызывающепомпезной архитектуры Чикагской выставки 1893 г., и его характер резко отличался от утилитарных форм выставки 1866 г. Сооружения венчались куполами, как конструктивными, так и чисто декоративными, подлинная структура сооружений скрывалась пышной и немасштабной бутафорией из смеси форм, заимствованных у самых различных архитектурных стилей. Выставка 1897 г. явилась концентрированным выражением духа буржуазной архитектуры конца XIX в.
Весьма распространенным типом здания в строительстве конца XIX — начала XX вв. стал железнодорожный вокзал. Железная дорога вошла неотъемлемым элементом в капиталистический город. Во многих случаях она связывала его центр с новыми жилыми районами, развивавшимися вдоль улиц, идущих к станциям (это имело место в таких городах, как Копенгаген, Стокгольм и Гётеборг).
Ведущей фигурой в области строительства вокзалов для северных стран был шведский инженер А.В. Эдельсверд, строивший здание Стокгольмской выставки 1866 г. Вокзал в Гётеборге (1856) был лучшей среди его работ. В 1869—1870 гг. по его проекту был сооружен Центральный вокзал в Стокгольме. Эдельсверд приобрел широкую международную известность, он автор ряда вокзалов в Англии и Франции со смелыми большепролетными металлическими конструкциями покрытий перронных залов.
Однако, создавая свои большепролетные конструкции перронных залов, Эдельсверд, так же как и другие архитекторы этого времени, часто стремился скрыть их от обозрения, закрывая перроны корпусом, где размещались кассы, залы ожиданий, ресторан и т.д. Таковы вокзалы в Гётеборге и Стокгольме и вокзал в Копенгагене, запроектированный арх. Боттгером в 1868 г. Фасады этих обращенных к городу корпусов, как правило, получали помпезный декор, не имевший никакого отношения к назначению и внутренней организации здания.
Станции строились конкурирующими фирмами, и соперничество подогревало стремление выделить постройку, сделать ее наиболее богатой и экстравагантной. Одни вокзалы декорировались в греческом стиле, другие — в готическом, третьи получали фасады в стиле ренессанс. Прямое влияние на архитектуру построек железных дорог северных стран оказывала Англия — страна, занимавшая в этой области ведущее положение.