Архитектура Японии XIX - начала XX вв. Влияние французской, английской и германской архитектуры. Осака Монетный двор, Здание «Семпукан»
Архитектура Японии
В 70-е годы английский архитектор Дж. Уотерс строит первую печь для обжига кирпича, и с этого момента кирпич становится почти обязательным строительным материалом при возведении всех более или менее значительных сооружений.
Интенсивное строительство из нового материала — кирпича — стимулировалось правительственным замыслом создания столицы, способной конкурировать с Лондоном и Парижем. Для координации связанных с этим замыслом работ в 1868 г. был организован специальный дапартамент. В его ведении в течение 18 лет находилось проектирование большинства присутственных и правительственных зданий, а также дворцов Токио.
Стремясь обеспечить высокое качество и необходимый профессиональный уровень строительства, сёгунат (Сёгунат — форма правления, при которой верховная власть сосредоточивалась в руках наиболее сильного феодала — военачальника (сёгуна). Император оставался формальной главой страны) еще в 60-е годы привлекал иностранных архитекторов для осуществления наиболее крупных и ответственных заказов. В это время группа французских специалистов строит в Японии железоплавильные заводы, а Дж. Уотерс проектирует в Осака Монетный двор, Управление общественных работ Министерства финансов и здание, известное под названием «Семпукан».
Проникавший в Японию европейский уклад жизни наиболее наглядно демонстрировал себя в архитектуре. Любое нововведение, если оно было иностранным, считалось полезным.
Осака. Здание «Семпукан», 1870 г. Дж. Уотерс. Фрагмент
Но в каждый отдельный период мода на иностранное имела определенную социально-политическую ориентацию.
Осака. Монетный двор, 1871 г. Дж. Уотерс. Общий вид
Самой ранней была французская ориентация. Влияние Франции сказалось при разработке системы образования и японского законодательства. Под влиянием французских идеалов формировались молодая японская наука и новая литература. В технике и архитектуре широко использовались опыт и знания французских специалистов.
Однако к концу XIX в. связи с Францией заметно ослабели в результате расширения экономических, политических и культурных контактов с Англией. По английскому образцу в стране проводилась индустриализация, осуществлялось транспортное строительство, создавался военный и торговый флот. Не менее значительным влияние Англии было и в области архитектуры. Об этом свидетельствует и тот факт, что наиболее ответственные строительные работы в этот период поручались английским архитекторам.
В дальнейшем (с 1886 г.) с расширением военных приготовлений Японии английская ориентация уступила место германской, что нашло отражение в изменении художественных симпатий — активном внедрении образцов германской архитектуры.
Интерес к архитектуре Германии особенно возрос в связи с усилившейся в этот период прогерманской политикой правительственных и военных кругов Японии. Бюрократическая система государственной власти в бисмарковской Германий стала образцом для японских государственных деятелей. Особое внимание японских правительственных кругов привлекли организация армии и опыт ускоренного экономического и политического развития Германии после воссоединения страны.
Для общественных зданий этих лет характерны гипертрофированная представительность и официальность, отличающие германскую архитектуру конца XIX в.
Эта последовательная смена влияния французской, английской и германской архитектуры, знакомя японских архитекторов с европейскими стилями, в то же время тормозила становление художественной самостоятельности национальных архитекторов, так как большинство зданий было спроектировано иностранцами.
Наиболее влиятельные иностранцы-архитекторы этого периода — француз С. Буонвиль, англичанин Дж. Кондер, немцы Герман Энде и Вильгельм Беккман.