Архитектура Австро-Венгрии XIX - начала XX вв. Стили. Мариенбад Курортное здание. Вена Вотивная церковь, Бургтеатр, Опера. Львов Театр
Архитектура Австро-Венгрии
Полуаграрный характер экономики страны сказывался в сравнительно низком уровне строительной техники Австро-Венгрии. Например, металлические конструкции для строительства Западного вокзала в Вене (1856) были выписаны из Англии. Здание Ротонды Дворца Всемирной выставки 1873 г. в Вене построил английский инженер Скотт Рассел, а стеклянно-металлический зал Западного вокзала в Будапеште (1874—1877) был выполнен по проекту французской фирмы «Г. Эйфель». Немецкой фирмой «Сименс и Хальске» было построено и первое в Европе будапештское метро, переданное в эксплуатацию в 1896 г.
Наиболее высокого уровня строительная техника в этот период достигла в Чехии: металлические перекрытия были применены в здании пражского Национального театра, из металлических конструкций сооружались многие курортные здания, например в Мариенбаде (Мариански Лазни). На рубеже XX в. в Чехии начал распространяться железобетон.
Территория Австро-Венгрии в большей своей части гористая. Это предопределило необходимость решения сложных инженерно-технических задач при строительстве дорог. В этом смысле примером выдающегося для своего времени достижения явилась проложенная в горах железная дорога из Вены в Земмеринг, на трассе которой было сооружено большое число мостов и виадуков.
Мариенбад (Мариански Лазни). Курортное здание, 1889 г. Интерьер
И все же наибольший интерес в архитектуре Австро-Венгрии рассматриваемого периода представляют проблемы ее стилевой направленности, имевшие в XIX — начале XX вв. общеевропейское значение.
Если говорить о 60—70-х годах, нельзя не отметить, что нигде, кроме Вены, не было осуществлено такого крупного градостроительного мероприятия, как Ринг. В результате чисто капиталистических приемов продажи и застройки участков Ринг был завершен в сравнительно короткое время и стал своеобразной выставкой стилизации и эклектики в архитектуре.
Вена. Вотивная церковь, 1866—1879 гг. Г. Ферстель. Общий вид
В самом деле, наиболее раннее сооружение Ринга — Вотивная церковь (1866—1879, арх. Генрих Ферстель, 1828—1883) — представляет собой подражание французской готике; здание же оперы (1861—1869, архитекторы Э. Ван дер Нюлль, А. Зиккард фон Зиккардесбург) обладает уже ренессансными чертами. Напротив ратуши (1872—1873, арх. Ф. фон Шмидт, 1825—1891), выдержанной в стиле неоготики, было построено в 1874—1888 гг. по проекту архитекторов Г. Земпера и К. Хазенауэра (1803—1879) здание Бургтеатра в стиле позднего ренессанса с отдельными чертами барокко. Здание же Парламента (1873—1883, арх. Т. Ханзен) является стилизацией в духе греческой архитектуры, а Дворец юстиции (арх. Александр Вилеман, 1843—1911) — немецкого ренессанса.
Если добавить к этому построенные вне Ринга Арсенал, банк на Херренгассе (1856, арх. Г. Ферстель), Южный вокзал (1869—1873, арх. В. Флаттих, 1826—1900), представляющие своеобразный вариант романского стиля с элементами византийской архитектуры, и здания императорских музеев, близкие по стилю к австрийскому барокко, то картина господства в эти годы эклектики станет полной.
Вена. Бургтеатр, 1874—1888 гг. Г. Земпер, К. Хазенауэр. Общий вид
Эклектизм архитектуры этих зданий не ограничивался лишь внешним обликом. Эклектичной была в них и разработка планов, что часто приводило к неудобным для использования функциональным решениям, например в зданиях музеев и Бургтеатра (при осуществлении этих сооружений первоначальный замысел Земпера был искажен).
Вена. Опера, 1861—1869 гг. Э. Ван дер Нюлль и А. Зиккард фон Зиккардсбург. Общий вид
Лучшим из этих зданий, вошедших в историю архитектуры как образец «стиля Рингштрассе», является здание Оперы, представляющее собой систему взаимопроникающих друг в друга объемов, объединенных куполообразной крышей. Интерьеры театра украшены фресковой живописью работы Морица фон Швиндта.
«Стиль Риигштрассе» развивался в направлении все большей пышности. Поздние произведения венской эклектики, представленные работами арх. К. Кенига (1841—1915, Филиппсхоф, 1883), стали образцами крайних по своей перегруженности форм в духе барокко. Эти тенденции слились с господствующим в то время в Австро-Венгрии так называемым «стилем Макарта» — наиболее популярного художника тех лет, воплотившего в своих произведениях вкусы крупной буржуазии.
Архитектура других городов Австро-Венгрии в основном следовала за Веной: как и в столичном зодчестве, в ней господствовали стилизация и эклектика. Примерами могут служить: в Линце — здание музея в стиле свободно трактованного ренессанса (1895, архитекторы Ван Эльс и Б. Шмитц); в Граце — готическая церковь Мариенкирхе (1865, арх. Ф. фон Шмидт) и новая ратуша в стиле немецкого ренессанса (венские архитекторы А. Вилеман и Рейте); в Загребе — Национальный театр (1889—1895, венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер) и Академия художеств (1878, венский арх. Ф. фон Шмидт) — в стиле неоренессанса; в Кракове — театр им. Словацкого (1893, арх. И. Завейский) и Львовский театр (1898—1900, арх. Горголевский) — в стиле неоренессанса в том его варианте, который характеризовал архитектуру Франции эпохи Наполеона III.
Львов. Театр, 1898—1900 гг. Горголевский. Общий вид