Архитектура стран Латинской Америки XIX - начала XX вв. Бразилия. Ресифи Театр св. Изабеллы, Особняк Гонсалвис ди Мораис. Рио-де-Жанейро Дворец Сан-Кристован - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура стран Латинской Америки XIX - начала XX вв. Бразилия. Ресифи Театр св. Изабеллы, Особняк Гонсалвис ди Мораис. Рио-де-Жанейро Дворец Сан-Кристован

Архитектура стран Латинской Америки
    В Бразилии наряду с преимущественной концентрацией строительства в столице быстро росли и некоторые другие города, главным образом портовые, а также столицы отдельных штатов. Тенденции сепаратизма, соперничества отдельных областей между собой и со столицей были связаны с большой территорией страны и ее огромными богатствами. В Бразилии рабство было отменено лишь в 1888 г. (в 1819 г. 25% населения страны составляли рабы) и до 1889 г. сохранялся монархический строй.
    Устойчивый спрос на мировом рынке на традиционные продукты Бразилии (минеральное сырье, сахар, хлопок, позже каучук, какао и кофе) стимулировал развитие ее национальной экономики и транспортное строительство: в 1854 г. была проведена железная дорога между Рио-де-Жанейро и летней резиденцией императорского двора Петрополисом, в 1867 г. Сан-Паулу был связан с портом Сантус, а в 1877 г. открыто железнодорожное сообщение между Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
    Экономическое развитие привело к быстрому росту населения страны. Поощрялась эмиграция из Европы. За 100 лет (с 1819 г.) в Бразилию переселилось более 3,6 млн. человек, главным образом из Италии, Португалии и Испании (80%). В XIXв. в основном складывается бразильская нация.
    Экономические успехи способствовали развитию национальной культуры Бразилии, и если бразильские живопись и скульптура отражали европейские влияния, то в литературе наметился углубленный интерес к своему прошлому, к жизни и быту аборигенов (течение «индианистов») и наиболее угнетенных слоев населения.
    Появились новые типы зданий. Из бразильских построек 1-й половины XIX в. наибольший интерес представляют императорские дворцы, учебные, торговые и другие крупные здания. Французский архитектор О.В. Гранжан де Монтиньи кроме здания Академии изящных искусств построил в Рио-де-Жанейро комплекс зданий на рыночной площади и таможню в стиле наполеоновского ампира.
Бразилия. Ресифи. Театр св. Изабеллы, около 1845—1850 гг. Л. Вотье. Общий вид
Бразилия. Ресифи. Театр св. Изабеллы, около 1845—1850 гг. Л. Вотье. Общий вид
    Изящно прорисованы здания, спроектированные французским инженером Л.Л. Вотье, работавшим с 1840 г. в Ресифи; театр св. Изабеллы (около 1845—1850) с его фасадом, напоминающим фасад Пале-Ройяля в Париже, и особняк Гонсалвис ди Мораис (школа Вотье, около 1850) с арочными портиками, поддерживающими балконы вторых этажей. Стены особняка облицованы глазурованными керамическими плитками «азулейос». Продолжали строиться в традиционном колониальном стиле и культовые здания. В 1842 г. была завершена отделка церкви св. Девы Утейру (архитекторы Ж.Ф. Коэллер и Ф.Г. Ривьери).
Бразилия. Ресифи. Особняк Гонсалвис ди Мораис, около 1850 г. Школа Вотье. Фрагмент
Бразилия. Ресифи. Особняк Гонсалвис ди Мораис, около 1850 г. Школа Вотье. Фрагмент
    В середине XIX в. в Бразилии было возведено несколько новых императорских дворцов: Итамарати (1851—1854), Катте (1862), Сан-Кристован (1821 по 60-е годы) в Рио-де-Жанейро и дворец в Петрополисе (около 1850). Из них наиболее интересен уютный дворец Итамарати (арх. Ж.М.К. Ребелу). Его садовый фасад отражается в длинном бассейне, по краям которого двумя рядами посажены королевские пальмы. На фоне розовых оштукатуренных стен выделяются беломраморные пилястры и обрамление окон из розовато-серого гранита. В архитектуре загородного дворца в Петрополисе с аркадой в центре и вытянутыми 1-этажными крыльями чувствуется влияние Вотье.
    Изменение вкусов придворных кругов видно в перестройке дворца Сан-Кристован, сооруженного в 1821 г. португальским архитектором М. да Коста Атайди в колониальном стиле. В 60-е годы этому дворцу были приданы черты официального классицизма.
Бразилия. Рио-де-Жанейро. Дворец Сан-Кристован 1821 г. М. да Коста Атайди, перестроен в 60-х годах XIX в. Общий вид
Бразилия. Рио-де-Жанейро. Дворец Сан-Кристован 1821 г. М. да Коста Атайди, перестроен в 60-х годах XIX в. Общий вид
    Строительство народных жилищ в XIX в. в Бразилии не входило в сферу внимания архитекторов. Бразильские города были окружены кольцом лачуг, лишенных элементарных удобств. В сельских местностях это хижины (в сырых местах — на сваях), крытые пальмовыми или банановыми листьями и не имеющие внутренних перегородок. Рабы (негры) жили в больших сараях — сензала, поблизости от фазенд.
    В бразильской архитектуре не прерывались некоторые художественные традиции предыдущего периода. В частности, продолжались традиционная облицовка зданий изразцами «азулейос» и узорное мощение улиц и площадей мелкой каменной брусчаткой разных цветов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому