Архитектура Германии XIX - начала XX вв. Бреслау Зал столетия, Конторское здание. Лейпциг Выставочный павильон «Железный дом». Кёльн Выставочный павильон «Стеклянный дом». Немецкий Веркбунд - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Германии XIX - начала XX вв. Бреслау Зал столетия, Конторское здание. Лейпциг Выставочный павильон «Железный дом». Кёльн Выставочный павильон «Стеклянный дом». Немецкий Веркбунд

Архитектура Германии
    С появлением железобетонных конструкций получила развитие архитектура крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств и т.д. При этом были созданы оригинальные пространственные решения интерьеров, как, например, в Зале для празднеств во Франкфурте-на-Майне (1908, Ф. фон Тирш, 1852—1921) и, особенно, в Зале столетия в Бреслау (Вроцлаве), построенном в 1910—1912 гг. по проекту арх. Макса Берга (1870—1947). Купол этого зала, имеющий в диаметре 65 м, был в то время самым большим в мире.
    Правда, образное решение этих интерьеров не всегда свободно от влияния архитектуры прошлого: так, Зал столетия, где железобетонные ребра, связанные круговыми балками, опираются на мощные устои, напоминает каменные купольные сооружения, а рыночный павильон в Мюнхене (1912, арх. Р. Шахнер 1873—1936) имеет готические стрельчатые арки.
    В начале XX в. железобетон широко внедряется в строительство, в некоторых случаях из этого материала строят даже церкви (Гарнизонная церковь в Ульме, арх. Т. Фишер).
Бреслау. Зал столетия, 1910—1912 гг. М. Берг. Интерьер, план, разрез
Бреслау. Зал столетия, 1910—1912 гг. М. Берг. Интерьер, план, разрез
Лейпциг. Выставочный павильон «Железный дом», 1913 г. Б. Таут. Общий вид
Лейпциг. Выставочный павильон «Железный дом», 1913 г. Б. Таут. Общий вид
    Наряду с железобетоном в архитектуре этих лет применяли металл и стекло. С этими материалами, например, работал один из известных немецких архитекторов Бруно Таут (1880—1938).
    Наиболее интересные в этом отношении произведения Таута — это павильоны выставок. Так называемый «Железный дом» был сооружен Таутом на строительной выставке в Лейпциге в 1913 г. в виде четырех поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся восьмигранных объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделана широкой полосой металла, и все сооружение воспринимается как гигантская остекленная клетка.
    Другой павильон, построенный в 1914 г. Таутом для выставки Веркбунда в Кёльне и носящий название «Стеклянный дом», представляет собой прозрачный 12-угольный в плане объем с большим куполом, составленным из стеклянных плоскостей ромбовидной формы.
    Архитектура Германии начала XX в. характеризуется большим разнообразием тенденций и ярких творческих индивидуальностей.
Кёльн. Выставочный павильон «Стеклянный дом», 1914 г. Б. Таут. Общий вид
Кёльн. Выставочный павильон «Стеклянный дом», 1914 г. Б. Таут. Общий вид
Бреслау. Конторское здание, 1911 г. Г. Пельциг. Общий вид
Бреслау. Конторское здание, 1911 г. Г. Пельциг. Общий вид
    Так, например, в творчестве арх. Ганса Пельцига (1869—1936) уже тогда наметилась подчеркнутая экспрессивность. Это — выразительные горизонтали окон в конторском здании (1911) в Бреслау (Вроцлаве), ритм разнообразных по размеру и очертаниям проемов химической фабрики в Любане близ Познани (1911—1912), несколько гипертрофированная грузность водонапорной башни в Познани (1911).
    Разнообразие тенденций в архитектуре Германии в начале XX в. отражается в конкретной деятельности архитекторов. Например, Фриц Шумахер (1869—1947) и Фриц Хегер (1877—1949) возродили в Гамбурге традицию специфической для севера Германии архитектуры из клинкера.
    В Штутгарте П. Бонатц (1877—1951) облицевал стены здания Главного вокзала грубо околотыми квадрами камня (1914—1923), чем положил направление эстетизации крепостного облика.
    Проводившиеся одна за другой выставки прикладного искусства, в частности Дрезденская выставка 1906 г., на которой были экспонированы полностью оборудованные различные интерьеры вплоть до интерьера рабочего жилища, показали, что предметы каждодневного употребления — существующая мебель и пр., — ни в количественном, ни в качественном отношении не удовлетворяют требованиям рынка. Между тем для Германии — соперницы Англии на мировом рынке — важно было обеспечить себе преимущество и в этой области.
    В результате возникла идея организации, в которой промышленники и коммерсанты совместно с мастерами прикладных искусств, художниками и архитекторами решали бы проблему, как придать промышленному изделию художественные достоинства, не уступающие тем, которыми обладают кустарные изделия. Такая организация была создана в 1907 г. и получила название «Немецкий Веркбунд» (производственный союз).
    В программном документе Веркбунда говорилось, что цель союза облагородить работу, преодолев разрыв, существующий между созданием изделий непосредственно мастерами и изготовлением их промышленным путем, с тем чтобы таким образом облагородить страну. Это должны сделать художники, которые становятся важнейшими участниками производства. Однако совершенно недвусмысленно указывалось, что основная цель — это победа в экономическом соревновании с другими странами, так как «в эстетической силе заключены и величайшие экономические ценности».
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому