Архитектура России XIX - начала XX вв. Архитектурные направления 2. Москва Ярославский вокзал, Гостиница Метрополь, Дом Сытина. Торжок Жилой дом. Кирпичный стиль. Модерн - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура России XIX - начала XX вв. Архитектурные направления 2. Москва Ярославский вокзал, Гостиница Метрополь, Дом Сытина. Торжок Жилой дом. Кирпичный стиль. Модерн

Архитектура России > Архитектура России XIX - начала XX вв. Архитектурные направления
    Следует заметить, что хотя рационализм и являлся одной из основных линий развития русской архитектуры на всем протяжении периода капитализма в России, но на разных его этапах он принимал различный характер и во второй половине XIX в. ощущался сравнительно мало и сказался, главным образом, не столько в архитектурной практике, сколько в теоретических высказываниях. Правда, установление известной системы в стилизаторстве, а именно, сооружение банков, как правило, в стиле ренессанса, театров — в стиле ренессанса и барокко, культовых зданий — в древнерусском стиле и т.д. само по себе уже свидетельствует о проявлении в определенной степени рационалистических начал в архитектуре этого периода.
    «Архитектура должна иметь целью обнаружить внешними представлениями внутренний смысл, значение и цель здания» — указывалось в основном теоретическом труде о принципах рационалистической архитектуры этого времени — книге «Гражданская архитектура» А.К. Красовского. В этой формулировке по существу изложена суть представления об архитектурном формообразовании в духе рационализма — концепция, предшествующая позднейшим течениям конструктивизма и функционализма.
    Особенно отчетливо рационалистические устремления проявились в этот период в России в так называемом «кирпичном стиле». Само название «кирпичный стиль» условно, потому что это был по существу не стиль, а стремление облечь стилизаторство в более рациональную форму. Исходными позициями кирпичного стиля было требование применять в зданиях и сооружениях не штукатурку, а облицовочный кирпич — материал более долговечный. Попытки создания кирпичного стиля особенно проявились в творчестве архитекторов И.С. Китнера, В.А. Шретера, Р.А. Гедике.
    Одними из первых и характерных примеров построек в кирпичном стиле являются фабрика шелковых изделий Ниссена, построенная в 1872 г. по проекту И.С. Китнера и В.А. Шретера, и доходный дом, сооруженный по проекту В.А. Шретера в Петербурге. Творческое кредо мастеров кирпичного стиля проявилось не в идейно-художественных поисках, а в стремлении внедрить в архитектурную практику новые строительные материалы, новые рациональные способы отделки зданий. Особое внимание обращалось на облицовку зданий специальным кирпичом, который подбирали по качеству и по тональности.
    Оштукатуривание зданий считалось «недостойным и обманчивым украшением фасадов». Обилие деталей из профилированного кирпича придавало домам кирпичного стиля некоторое сходство со зданиями, подражавшими русской архитектуре XVII в., хотя трактовка деталей была здесь иная. Основным требованием кирпичного стиля являлся подбор выразительной цветовой гаммы и фактуры всего фасада, а не отдельной детали. Встречались в кирпичном стиле и ренессансные мотивы и мотивы, не имеющие прямых аналогий в истории архитектуры.
    Принципиально новое стилевое направление архитектуры на основе буржуазного рационализма начало формироваться уже в следующий период развития архитектуры, что было обусловлено дальнейшей эволюцией капитализма и началось по существу с модерна. Модерн появился в русской архитектуре в конце XIX в. не только в Москве и Петербурге, но и в городах провинции. Для него характерно стремление в соответствии с современными требованиями и строительными материалами по-новому решить план и объемно-пространственную структуру здания, создать новую тектонику, новые архитектурные формы.
    Прогрессивными были и попытки последователей модерна очистить архитектуру от наслоения различных стилей прошлого, вернуть ее к простоте и ясности, стремление возродить утраченную целостность архитектуры. Следует заметить, однако, что эти попытки в практической деятельности приводили к разным, нередко отрицательным результатам. У одних, более мыслящих, прогрессивных архитекторов это проявлялось в стремлении в соответствии с новыми требованиями и средствами создать новую целостную архитектурно-художественную систему со своей объемно-пространственной структурой и композиционными приемами выразительности. У других все сводилось к одностороннему увлечению новыми декоративными приемами, богатством изобразительных средств.
    Многое было достигнуто и в организации интерьера, в частности в разработке квартир нового типа для доходного дома и особняка, в которых на первый план выдвигается требование удобства и комфорта, а не внешней представительности. Сказано новое слово в модерне и в вопросе синтеза архитектуры и изобразительных искусств. При этом большей частью использовались нетрадиционные приемы.
    Для построек модерна, особенно раннего периода, характерны свободная планировка, соответствие интерьеров наружному облику, асимметрия объемов и фасадов зданий, своеобразие рисунка окон и дверей, балконов, карнизов и других архитектурных и декоративных деталей, многочисленные изгибы линий, светлая, но блеклая цветовая гамма на фасадах и в интерьерах. Наиболее распространенными приемами обработки фасадов были: облицовка их глазурованным кирпичом и разноцветной плиткой, украшение живописными мозаичными панно, майоликовыми фризами и лепниной, изображающей разного рода фантастические растения, животные или человеческие маски, женские головки, зачастую с распущенными волосами. Фасады часто завершались плоскими карнизами, имеющими большой вынос и поддерживаемыми консолями из тонких, затейливо изогнутых железных стержней.
    Аналогичный стилизованный растительный характер имели и переплеты окон, ограждения лестниц и балконов и другие архитектурные детали. Оконные проемы устраивались самой разнообразной формы — от простых прямоугольных, даже при значительных пролетах, до самых замысловатых. Разнообразие, пластичность и декоративность необычных ранее архитектурных форм и приемов раннего модерна наряду с другими обстоятельствами явились своего рода реакцией против академического однообразия композиций и систем стилизаторской архитектуры второй половины XIX в.
    При всем, казалось бы, многообразии применявшихся тогда исторических стилей все они укладывались в каноническую строго осевую схему, ограничивающую как функциональные, так и художественные возможности архитектуры. Новая система модерна обладала большей гибкостью, меньшей зависимостью от исторических стилей и большей возможностью обновления на основе новых типологических, конструктивных и эстетических требований.
    Архитекторы, сторонники модерна, мало опирались на наследие прошлого и, щеголяя «свободой» творчества, в поисках новых форм часто вступали на путь «изобретательства». Не случайно поэтому, что раньше всего модерн появился в уникальных сооружениях, преимущественно в богатых особняках, в которых допускались индивидуальные эксперименты. Строить богатые особняки в духе модерна стало даже своего рода модой. Эти сравнительно небольшие по объему здания полностью определялись как в функциональном, так и в эстетическом отношении вкусами и желаниями заказчика. К тому же они, как правило, довольно свободно располагались на участке, что предоставляло большие творческие возможности архитекторам. В их необычных формах отражалось и требование рекламы для владельца особняка, они должны были свидетельствовать о его богатстве, вкусе и «культуре».
    Зарождение архитектуры модерна в России относится к середине 90-х годов XIX в. Так, в 1896 г. в проекте особняка Кавоса н Каменноостровском проспекте (арх. Л.Н. Бенуа) в общей композиции и в отделке фасадов уже присутствуют черты модерна.
Москва. Дом Сытина, 1903—1905 гг. Общий вид
Москва. Дом Сытина, 1903—1905 гг. Общий вид
    Более определенно мотивы модерна выражены в доме Барышникова в Петербурге (1897, арх. А.А. Барышников) и на фасаде концертного зала в Москве (арх. Ф.О. Шехтель). Однако наиболее характерными примерами уже полностью утвердившегося раннего модерна являются особняки Рябушинского в Москве и Кшесинской в Петербурге. Вскоре модерн распространился и на другие типы зданий.
    Таким образом, время становления модерна в России, его ранний период падает на 1896—1905 гг. К уже рассмотренным особнякам Рябушинского и Кшесинской, являющимся наиболее характерными примерами раннего модерна, следует добавить Ярославский вокзал (1903—1904, арх. Ф.О. Шехтель), гостиницу «Метрополь» (1899—1903, арх. В.Ф. Валькот) и доходный дом Сытина в Москве (1903—1905).
Москва. Ярославский вокзал, 1903—1904 гг. Ф.О. Шехтель. Общий вид
Москва. Ярославский вокзал, 1903—1904 гг. Ф.О. Шехтель. Общий вид
Москва. Гостиница «Метрополь», 1899—1903 гг. Проект В.Ф. Валькота, строил Л.Н. Кекушев. Общий вид
Москва. Гостиница «Метрополь», 1899—1903 гг. Проект В.Ф. Валькота, строил Л.Н. Кекушев. Общий вид
Торжок. Жилой дом, 1911 г. Общий вид
Торжок. Жилой дом, 1911 г. Общий вид
    В Петербурге примерами архитектуры модерна этого периода могут служить построенные арх. Ф.И. Лидвалем в первом десятилетии XX в. доходные дома на Каменноостровском проспекте с их разнообразными по форме фронтонами и крышами, завершающими отдельные части зданий и различными по форме и размерам окнами.
    Примером архитектуры модерна в провинциальных городах являются особняк Шихобалова в Самаре (Куйбышеве), клиническая больница Государственного университета в Саратове, городская дума в Нижнем Новгороде, коммерческий банк в Астрахани, реальное училище во Владимире, жилой дом в Торжке.
    С начала XX в. модерну следовали многие русские архитекторы, хотя это направление было не единственным в архитектуре того времени. Однако одни, более прогрессивные, видели в нем возможность большей свободы творчества и освобождения от академических канонов, а другие воспринимали его как моду и придумывали новые формы, возможно более необычные, оригинальные. Это вело к потере архитектурной логики; надуманность и искусственность произвольных форм скоро вызвала отрицательное отношение к ним, а вместе с ними и к модерну в целом. В программах архитектурных конкурсов с начала 1910-х годов в обычной фразе о стиле будущего здания нередко говорилось о нежелательности стиля модерн.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому