Архитектура Италии XIX - начала XX вв. А. Сант’Элиа. Футуризм. 2
Архитектура Италии
Идеи, изложенные в Манифесте Сант’Элиа, для того времени были новаторскими. В 1914 г., когда еще только начиналось бурное развитие техники, он предвидел ту огромную роль, которую ей предстояло сыграть в будущей архитектуре. Ему грезились динамические сооружения, создаваемые из новых еще неведомых материалов и легких конструкций.
«Я провозглашаю, — писал Сант’Элиа, — что футуристская архитектура — это архитектура расчета, смелого дерзания и простоты; это архитектура железобетона, стекла, стали, картона, текстильного волокна и всех тех заменителей дерева, камня и кирпича, которые позволяют добиваться максимальной эластичности и легкости».
Сант’Элиа резко выступал против использования декоративных деталей, свойственных сооружениям того времени.
«Я провозглашаю, — писал он, — что украшательство как нечто навязанное архитектуре является абсурдом и что декоративная ценность футуристской архитектуры зависит только от использования и своеобразного приложения естественного или необработанного или даже ярко раскрашенного материала».
При этом, однако, архитектура продолжала оставаться для него высоким искусством, но искусством новым, отличным и от классики, и от современного ему модерна.
«Архитектура отнюдь не явится вследствие этого сухой комбинацией практичности и утилитарности, но останется икусством, т.е. синтезом и экспрессией» — говорит Сант’Элиа.
Творчество Сант’Элиа внешне имело мало общего с тем новым движением к рационализму в архитектуре, которое развивалось в Германии, Австрии и других странах Европы. Оно оставалось в известной мере изолированным от него. Однако в проектах и высказываниях Сант’Элиа нельзя не заметить ряда черт, как бы предопределявших принципы рационалистической архитектуры, хотя в его кредо имелись и принципиальные расхождения с рационализмом, поскольку Сант’Элиа выдвигал на первый план не функциональные, а образные задачи архитектуры. Общими были у них призывы покончить с архаикой и искать новых путей создания архитектуры будущего.
В то же время Манифест Сант’Элиа являлся не просто выступлением против декоративизма модерна, нигилистическим высказыванием и призывом к поискам новой формы. В нем есть и стремление «создать здоровый план дома», решить организацию пространства, углубить проблемы архитектуры, отказавшись от элементарного представления о ней, как о простой игре плоскостей. Среди призывов к разрушению старого звучат и его настойчивые призывы удовлетворять потребности времени и быта. Говоря о необходимости создать «новый город», Сант’Элиа призывает гармонизировать среду, соотнося ее с человеком, вернуть миру «отражение разума».
В своем стремлении к индустриальной архитектуре Сант’Элиа пропагандирует не только инженерию, но и архитектуру, как искусство синтетическое и экспрессивное. Говоря, «что кривые и эллиптические линии динамичны в силу самой своей природы и обладают силой эмоционального воздействия, в тысячу раз превышающей силу горизонтальных и перпендикулярных линий, и что вне их не может быть целостной в своей динамике архитектуры», он одновременно призывает к чистоте и цельности объемов, к освобождению зданий от тяжести.
Все это характеризует Сант’Элиа как одного из зачинателей новых архитектурных идей, проступающих в его романтических, утопических и подчас изощренных рисунках, в своеобразных формах динамических инженерных сооружений.
Футуризм в искусстве имел своих последователей в ряде европейских стран, в архитектуре его можно считать чисто итальянским направлением, характерным именно для предвоенных лет. После первой мировой войны последователи Сант’Элиа — архитекторы Марио Кьяттоне, Вирджилио Марки и др. — продолжали еще некоторое время создавать свои архитектурные фантазии, но они не имели отношения ни к реальному строительству, ни к новаторским идеям поисков Сант’Элиа. Позитивные элементы романтических фантазий Сант’Элиа не были углублены. Но его фантазии говорят прежде всего о том, что новые приемы композиций и формы, проявившиеся в промышленной архитектуре уже в начале XX в., начали художественно осмысливаться итальянскими архитекторами.
Имя Сант’Элиа занимает почетное место среди самых первых зачинателей новой архитектуры. Он начал борьбу за новое в годы, когда в Риме достраивался и торжественно восхвалялся чудовищный памятник Виктору Эммануилу II.