Архитектура России XIX - начала XX вв. Жилищное строительство 7. Дом Клопова в с. Потаневщина. Карта основных типов русского народного жилища северных областей. Дом Уваева в с. Мытищи - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура России XIX - начала XX вв. Жилищное строительство 7. Дом Клопова в с. Потаневщина. Карта основных типов русского народного жилища северных областей. Дом Уваева в с. Мытищи

Архитектура России > Архитектура России XIX - начала XX вв. Жилищное строительство
    В сельском строительстве второй половины XIX — начала XX вв. наблюдалось меньше изменений, чем в городском. Во второй половине XIX в. в основном сохранялись традиционные приемы, типичные для архитектуры предыдущего периода. Особенно долго они удерживались в северных районах, примером чего является дом Клопова, построенный в 1882 г. в с. Потаневщина или дом Аверина в с. Сенная Губа (ныне Карельская АССР).
Дом Клопова в с. Потаневщина, 1882 г
Дом Клопова в с. Потаневщина, 1882 г. Северный и восточный фасады, план
    Характерные для названных зданий планы и конструкции, а также приемы наружной и внутренней отделки, типичные для XVIII — первой половины XIX в., сохранялись в районе Северной Двины, Заонежья и в Сибири до самого конца XIX в. В средней полосе России в этот период также в большинстве бытовали традиционные постройки. Поэтому многие избы и хозяйственные постройки того периода, хотя и датированные второй половиной XIX в., являлись по существу представителями более раннего времени, так как отражали традиции, сложившиеся издавна.
    Сохранялись и основные черты сформировавшихся ранее местных течений в народном зодчестве. Так, избы в районе Северной Двины и Заонежья отличались большими размерами, простотой, компактностью объемно-пространственного построения и скупостью архитектурных деталей. Для построек сел Верхнего Поволжья, расположенных у важнейшей торговой магистрали, в районе чрезвычайно развитого плотничьего ремесла, характерно большее разнообразие планировки, объемного построения и декоративной отделки.
    О сельском жилищном строительстве второй половины XIX в. можно говорить лишь в связи с процессом расслоения крестьянства на бедноту и кулачество, что привело к большой дифференциации жилищ. Богатые крестьяне в это время строили дома городского типа, тогда как жилище бедноты приходило к оскудению. Однако все же следует отметить, что значительное расширение в это время торговых связей способствовало тому, что постройки различных районов (северных областей, центральной полосы России, Верхнего и Среднего Поволжья, Урала, Сибири) приобрели больше сходных черт, чем ранее; в этом проявились общие тенденции архитектуры рассматриваемого периода.
Карта основных типов русского народного жилища северных областей
Карта основных типов русского народного жилища северных областей (из кн. И.В. Маковецкого «Архитектура русского народного жилища», М., 1962 г.)
    Процесс изменения планировки крестьянских изб выразился в усложнении и дифференциации помещений (единое прежде жилое помещение было расчленено на две-три маленькие комнаты, кухня выделилась в отдельное помещение, появилась горница). Пример — построенный во второй половине XIX в. дом Уваева в с. Мытищи Владимирской губ.
    Произошли изменения и в конструктивной системе сельских домов (замена конструкций по слегам, опиравшимся на бревенчатые фронтоны, стропилами с тесовыми фронтонами, широкое распространение пятистенных срубов, введение прорезных орнаментов и т.д.), и в эстетике, сказавшейся в обеднении и огрублении сложившейся народной правдивой композиционной системы, нередко за счет излишнего украшения.
Дом Уваева в с. Мытищи, середина XIXв
Дом Уваева в с. Мытищи, середина XIXв. План, фрагмент резьбы
    Стилизаторство, безраздельно господствовавшее в городской архитектуре второй половины XIX в., в народном зодчестве проявилось в значительно меньшей степени. Народные мастера шли во многом по самостоятельному пути развития, и в их руках даже отдельные стилизаторские мотивы, умело и тактично переработанные и включенные в наружную и внутреннюю отделку изб, не мешали созданию нередко первоклассных произведений архитектуры. Таковыми являются, например, названный дом Уваева, срубленный знаменитым на Унже плотником и резчиком по дереву Емельяном Степановым, и дом Рыбкиных в 1866 г. (с. Николо-Погост ныне Городецкого района Горьковской области) .
    Планировка дома Уваева типична для многих крестьянских изб того времени. Пятистенный сруб объединяет избу и чистую горницу, хозяйственные клети и скотный двор. Жилые помещения отделены от хозяйственных широкими сенями. Важнейшая часть переднего фасада обоих названных домов (наличники окон, ставни, элементы фронтона, въездные ворота) украшены резьбой. Выполненная с большим вкусом, она говорит о присущей русскому народному зодчеству любви к красочности и нарядности, декоративной изобретательности.
    В зависимости от места и назначения мастера обращались к разнообразным видам резьбы — к глухой и глубокой корабельной «рези», к контурно-силуэтному выявлению художественной формы и к накладной резьбе, позволяющей выдвинуть декоративную композицию вперед. Наиболее интересно выполнены творчески переработанные классические растительные орнаменты резьбы на воротах и фризе дома Уваева и сложная, несколько перегруженная орнаментами композиция, включающая элементы флоры и фауны, в доме Рыбкиных.
    Процессы, свидетельствующие о воздействии капитализма на архитектуру деревни, особенно сильно и повсеместно сказались в конце XIX — начале XX вв., что видно в сильной дифференциации планировок изб, в широком распространении на фасадах богато отстроенных домов мотивов убранства, заимствованных из архитектуры городских домов и пригородных дач, в применении пропиловочной резьбы со случайными наспех набранными орнаментальными украшениями, представляющими лишь искажение подлинных народных мотивов. Переход помещичьих усадеб в руки предпринимателей-капиталистов вызвал к жизни подражание «господской архитектуре». Чистота форм народного творчества сохранялась главным образом в хозяйственных утилитарных постройках (амбары, риги, мельницы, мосты и т.д.).
    Аналогичные процессы происходили и в народном зодчестве национальных окраин. На Украине традиционные народные приемы в сельском строительстве наиболее полно проявились в этот период в Украинском Полесье и в Закарпатье. Примерами могут служить избы в селах Стеблевка и Чорна Тиса в Закарпатье и с. Росток Черниговской области с их своеобразными высокими крышами и приемами резного орнамента и росписями стен, идущими от глубоких национальных традиций. Вместе с тем на Украине также наблюдался характерный для всей России того времени процесс сближения и развития сходных черт в строительстве сельских домов различных областей и районов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому